Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим церковным
праздником – памятью святых апостолов Петра и Павла!
Святая Церковь чествует их вдвоем, хотя каждый из них – это столп
православия, выдающийся апостол. Объединяя их память, Церковь
свидетельствует об одной непреложной истине – о том, что, несмотря на
разные таланты, для Бога практически все одинаковы и все ценны. Апостол
Петр был рыбаком, «человеком некнижным» (см.: Деян. 4, 15), то есть не
знал Писание, но его внимательность ко Господу, его наблюдательность и
простота восприятия дали ему возможность исповедовать некогда от лица
всех апостолов то, что Иисус есть Христос и Истинный Бог, Носитель
Божеской сущности.
Апостол Павел знал Священное Писание как никто другой. В книге Деяний
сказано, что он сидел у ног великого Гамалиила (см.: Деян. 22, 3), то есть он
прекрасно владел знанием Священного Писания – Торы, имел очень высокое
образование, но через это чуть было не дошел до страшного состояния,
которое не дало бы ему возможности войти в Царство Божие. Но все же
знание Писания и любовь к поиску Истины открыли и апостолу Павлу в
Иисусе истинного Христа и истинного Бога.
На примере жизни апостолов Петра и Павла свидетельствует нам Господь,
что, каким бы сильным ни было падение человека, у него всегда есть шанс
покаяться и вернуться в лоно Церкви. Апостол Петр отрекся от Христа – это
было с его стороны настоящее предательство, но, имея любовь ко Христу, он
покаялся в этом и был принят вновь в лик апостолов. А апостол Павел гнал
христиан, даже получил специальное разрешение, чтобы как можно больше
их терзать и убивать, но на дороге в Дамаск тоже опомнился, покаялся перед
Господом и стал ревнителем веры. Апостолы Петр и Павел всю жизнь
помнили о своих падениях и приносили искреннее раскаяние в том, что
некогда совершили.
Святая Церковь неслучайно ставит вместе святых апостолов Петра и Павла.
Для каждого из нас важен и другой урок – как спасаться.
Сегодняшнее Евангелие повествует о том, что Христос спросил апостолов:
«За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Ученики ответили:
«Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за
одного из пророков». И тогда на фоне этого абсолютно неправильного
повального, общего народного исповедования Господь спросил апостолов: «А

вы за кого Меня почитаете?». И Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога
Живаго».
Просто ли было такое сказать Петру по человеческим меркам? Конечно, нет.
Когда все кругом говорят одно, очень сложно говорить другое. И Господь
отвечает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь
открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах. И Аз тебе глаголю: ты
Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см.:
Мф. 16, 13-19). Это значит, что, пока человек будет исповедовать Иисуса
Спасителем и Богом, он будет находиться в лоне Церкви и будет идти путем
спасения.
Но в обетовании Христа Петру можно увидеть и другой важный момент – это
необходимость каждому из нас слушаться голоса Церкви, слушаться ее
чистого откровения, а не водить носом по ветру, выбирая, что нам подходит
из церковного учения, и не делать выводы о спасении исключительно от
своего ума. Исповедание наше должно зиждиться целиком и полностью на
Божественном откровении и больше ни на чем.
В Послании к Коринфянам, которое мы слышали сегодня, апостол Павел
говорит о том, что он претерпевал за Христа (см.: 2 Кор. 11, 21-30). Слушая
этот длинный перечень бед и скорбей, болезней, напастей, гонений, человек
иногда в духовном восторге и в недоумении задается вопросом: как можно
было такое выдержать и понести? Ради чего все это могло быть? С одной
стороны, ради любви к Богу, которую апостол Павел имел. С другой стороны,
в конце Послания апостол Павел косвенно открывает тайну, ради чего стоит
христианину претерпеть лишения. Он говорит: «Знаю человека во Христе,
который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не
знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке
<…>, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых
человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12, 2-4).
Не непреложное ли это свидетельство существования рая и его блаженства?
Ведь если бы апостол Павел не увидел всего этого, не прочувствовал, не
побывал там, то он никогда бы не смог нести те тяготы, которые понес: какой
смысл?
Итак, уверенность в вечной блаженной жизни, существующей, открытой,
ждущей каждого из нас, должна соединяться в нашей жизни с важными
добродетелями христианина – любовью ко Христу и доверием к учению
Церкви. Через это мы и достигаем блаженной вечности.
В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла хочется призвать
всех к тщательному изучению Посланий апостольских.
К сожалению, мы это делание постоянно отодвигаем на задний план. Вроде,
Библия всегда у меня под рукой, стоит на полке, на столе лежит, я всегда
успею эту книгу прочитать. Но в итоге проходит год за годом, а она нами

практически не открывается. А если и открывается, мы редко доходим до
Посланий апостольских, и напрасно: они входят в корпус так называемых
учительных книг, то есть тех книг, которые Божественное откровение,
содержащееся в законоположительных книгах, объясняют и раскрывают.
Всех вас еще раз с праздником святых первоверховных апостолов Петра и
Павла! Пусть по молитвам святых апостолов Господь сохраняет каждого из
нас в мире, здравии и благополучии.
Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в день памяти первоверховных апостолов
Петра и Павла.