Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее евангельское зачало повествует об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом двух слепых, а также немого бесноватого человека (см.: Мф. 9, 27-38). И заканчивается повествование тем, что фарисеи, религиозные вожди еврейского народа, современники нашего Господа, говорили, что Иисус творит исцеления и чудеса силою веельзевула, князя бесовского. Они говорили так, видя то, что совершает Господь перед глазами тысяч людей, и то, что люди восхваляют, прославляют Господа, ведь никогда в истории Израиля ничего подобного не было. Почему так произошло?

Религиозные вожди должны были первыми увидеть то, что Бог пришел во плоти спасти человеческий род, что Он и есть обетованный Мессия. Но они не увидели. Встает серьезный вопрос: было ли это случайно, по ошибке или нечто страшное произошло с их душами и они сделали это намеренно?

Святые толкователи утверждают, что фарисеи прекрасно понимали, Кто перед ними. Они знали, что ничего подобного в Израиле до того, как пришел Господь, не было: ни один пророк и чудотворец не мог ничего подобного совершить, ни один. То есть в данном случае на землю пришел истинный Христос.

Что же им мешало принять Господа? Самая обычная человеческая зависть. Тысячи людей шли за Господом, а это значит, что из-под ног фарисеев и религиозных вождей уходила почва, на которой они твердо стояли. Они имели абсолютно все, что хотели, ведь под их духовной властью, под их духовным прессом находился послушный народ. Но было еще нечто, что никак не могли принять фарисеи: Царство Божие Господа не было похоже на «царство божие», которое они для себя придумали, создали для себя по своему образу и подобию, и они хотели именно в это придуманное ими царство войти.

Господь открыл, что истинное Царство Божие, Царство Спасения живет по своим законам: блаженны нищие духом, блаженны алчущие, блаженны плачущие, кто хочет быть первым, пусть будет всем слугой и рабом. Естественно, такая парадигма Царства никак не могла вписаться в то, что было придумано, выработано десятилетиями, столетиями религиозными вождями. Несовпадение того, что им хотелось, и того, что обещал истинный Христос, не дало им возможности согласиться с тем, что Он есть Мессия, они не хотели этого, им не нужно было такое Царство.

Это противление происходит на фоне великих чудес. Что может быть в нашей жизни драгоценнее, выше, чем дар здоровья? Кто может человеку слепому вернуть зрение? Во время пандемии многие потеряли обоняние, способность чувствовать вкус, а потом, когда они вернулись и мы стали чувствовать запахи, вкусы, мы еще раз открыли для себя, как прекрасен мир. За этим открылось и нечто другое – как чуден Господь, какие дары Он дает человеку, чтобы ему не просто жить на земле, а в Царство Божие идти. Если мы так ликовали и радовались, вернувшись после болезни в свое нормальное, здоровое состояние, можно представить себе, что значило для человека, который был слеп, вдруг прозреть, или для того, кто был нем, заговорить.

Святая Церковь в этих слепцах и в немом бесноватом указывает нам на нас самих: действительно, с духовной точки зрения, мы были духовно слепы, духовно немы – в том смысле, что мы не в состоянии были от сердца прославлять Господа. Редки те моменты, когда мы можем Его прославлять, иногда это происходит под влиянием дара Божественной благодати, но обычно мы, как пни безмолвные, ни слова благодарности Господу сказать не в состоянии, мы постоянно забываем о Нем.

А почему? Да потому, что те дары, которые мы имеем, мы присваиваем себе и нам кажется, что это наше – вот, я вижу, слышу, говорю, чувствую, обоняю. Опираясь на эту мысль, что все мое, я под себя и «царство божие» сотворяю. И когда Господь приходит и говорит нам, что Царство Его открыто и ждет нас, мы как-то тормозим и робеем туда войти, хотя должны бы туда бежать со всех ног, сил не жалея.

На чем должно зиждиться развитие в себе этого важного таланта благодарности? Слепые просили настойчиво Господа об исцелении. Господь спросил их: «Имеете ли веру, что Я могу это сделать?». Они сказали: «Да, Господи». И тогда Господь не сказал: «Прозрите», – но сказал: «По вере вашей будет вам», – и они прозрели. То есть самым главным движущим началом жизни является наша вера, пусть даже она будет с зерно горчичное. По словам Господа, если мы будем иметь веру, все, что с верой ни попросим, будет исполнено. Даже если скажем смоковнице: «Переселись отсюда в море», – будет по глаголу нашему (см.: Лк. 17, 6). Такие обетования Христа мы имеем, поэтому мы не должны сомневаться в том, что Бог Всемогущий, то есть Он может абсолютно все.

Итак, когда мы просим Господа о чем-то, самое главное то, что мы являемся участниками того, о чем просим. Если мы думаем, что на нас независимо от нас что-то снизойдет, то глубоко ошибаемся. А если бы слепые ответили Господу так: «Мы не верим до конца в то, что Ты можешь сделать, это все кругом говорят, что Ты это можешь», – исцелели бы они? Нет, в таком случае даже Господь не смог бы им помочь. И евангельские тексты свидетельствуют о том, что такое бывало. Например, в Евангелии от Марка сказано, что Господь пришел в Капернаум и не смог там сотворить чудес по неверию людей, которые там жили (см.: Мк. 6, 1-5).

Господь открывает глаза слепым, вдруг они начинают видеть. Первое, на что упал их взгляд, это было небо, солнце, земля, люди? Нет, это были глаза Богочеловека, они посмотрели Ему в глаза с благодарностью, с восторгом и радостью. И вот это чувство благодарения, которое изливалось из их сердец, наверное, самое драгоценное, что может быть для Господа. Церковь ждет и Господь ждет от каждого из нас, чтобы хотя бы изредка что-то подобное в нашей жизни происходило. Когда Господь исцеляет немого бесноватого, какое было его первое слово? «Как хорошо»? Вряд ли. Это было слово благодарности Спасителю.

Благодарность, с одной стороны, это радость о Господе, с другой стороны, это движущая сила в деле нашего спасения. Там, где нет благодарности и радости о Господе, там бывает исключительно фарисейство, которое не хочет, чтобы твоим спасителем и Христом был пришедший во плоти Богочеловек, не хочет, чтобы то Царство, которое открывает Бог, было твоим Царством, потому что у фарисея есть свое.

Изо дня в день Святая Церковь настаивает, просит, умоляет нас, чтобы мы имели дар смирения и послушания, просит нас внимательно всмотреться в глубины своих сердец и четко обозначить для себя: действительно ли мы хотим в то Царство, которое открыл для нас Господь, или нам хочется куда-то еще, в то царство, которое мы создали или постоянно для себя создаем?

Сегодняшнее Евангелие без лицеприятия показывает, до какого безумия может дойти человек в попытке войти в то царство, которого нет на самом деле. Событие исцеления слепых и немого бесноватого человека призывает нас помнить, что дар прозрения и дар возможности духовного славословия Господа принадлежит не нам, мы не можем сами себя сделать зрячими или говорящими, это может сделать только Господь. Но Он должен войти в нашу жизнь, а мы должны Его впустить в свое сердце не только на словах и в мыслях.

У одного толкователя есть такое сравнение: недостаточно для человека, который хочет пить, знать о том, что есть вода, и думать о воде, он должен эту воду принять внутрь себя, чтобы от жажды избавиться. Человеку, который сидит в темноте, недостаточно думать о том, что есть свет и хорошо бы быть в свете, от этого он не выйдет из темноты, он должен взять себя и вывести на этот свет, под солнце. Если он это не сделает, ничего с ним не произойдет, он будет сидеть в темноте.

Вот и для каждого из нас недостаточно только знать, что Господь пришел и Царство Божие открыл, недостаточно думать о том, что Царство прекрасно и нам бы хорошо там оказаться, нужно работать над собой, нужно заниматься деланием, которое и есть дело спасения. Иными словами, всеми силами стараться трудиться, пот и кровь проливать, чтобы стяжать эти истинные таланты спасения – веру, благодарение и радость о Господе.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. 

23.07.2023