С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее евангельское зачало повествует об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом бесноватого отрока-лунатика (см.: Мк. 9, 17-29). Отец отрока обратился ко Господу, Который вместе с тремя апостолами сошел с горы Преображения, чтобы Тот помог исцелить его сына, потому что ученики не смогли.

Евангелие от Марка дает нам важный диалог: Господь, обращаясь к этому человеку, говорит: «Не бойся, только веруй, потому что все возможно верующему». И отец отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И после этих слов Господь соглашается исцелить и говорит, чтобы привели ребенка.

Исповедование, которое совершает отец перед Господом: «Верую, Господи, помоги моему неверию», – является стержневым, главным и в нашей жизни. Постоянно спотыкаясь о невозможность по-нормальному верить, своей жизнью перед Господом мы исповедуем, что не имеем настоящей веры. И мы как бы говорим: верую, но помоги моему неверию.

Вот эту просьбу, которую очень четко формулирует отец больного мальчика, Господь исполняет. 

Нередко Евангелие скрытным образом свидетельствует, как Господь помогает человеку от неверия исцелиться, показывает, как его избегнуть. Апостолы после чуда исцеления наедине спросили: «Почему мы не смогли этого сделать?». В каком-то смысле здесь ответ на вопрос, каким образом Господь помогает человеку понять, как избавиться от неверия. Господь, отвечая не отцу, а им, говорит: «По неверию вашему. Имейте веру с зерно горчичное…». То есть получается, что они не имели этой веры. А Господь продолжает: «Даже если скажете горе сей: перейди отсюда туда, будет по глаголу вашему… Сей род изгоняется только молитвою и постом». Значит, апостолы не имели ни молитвы, ни поста, если Господь их в этом упрекает.

В этом важно разобраться всем нам, поскольку часто бывает так, что мы считаем, что и веру имеем, и пост и молитву держим, но ничего не получается. И мы подпадаем под эти страшные слова Господа: по неверию вашему ничего не выходит в вашей жизни. Так что же имеется в виду?

В Евангелиях от Марка и Луки после исцеления отрока-лунатика дается рассказ о том, что между учениками возник спор. У Луки читаем: «Пришла им на ум мысль – кто из них больше?» (см.: Лк. 9, 46-48). Господь, обращаясь к ним, вдруг спрашивает: «О чем вы между собой беседуете?». И далее, не требуя ответа на этот вопрос, поставляет перед Собой маленького ребенка и говорит: «Таких есть Царство Небесное, и если каждый из вас не уподобится этому дитяте, в Царство Божие не войдет». Здесь мы находим ответ на вопрос о причине нашего неверия – это самонадеянность. 

Самонадеянность охватила души апостолов после совершенных ими чудес: они ведь и бесов изгоняли, и недуги исцеляли. Но начав надеяться на себя, даже молясь и постясь, они потеряли истинную веру, потому что истинная вера никак не может войти в самонадеянное сердце. 

Неслучайно апостол Павел говорит о том, что сила Божия в немощи совершается (см.: 2 Кор. 12, 9). Эта та немощь, до которой дошел отец отрока, осознавший, что ничего в этой жизни не может ему помочь, он осознал свою нищету духовную и исповедовал ее перед Господом. И вот тогда он получил просимое. Но непросто бывает в это состояние прийти, человек часто всеми силами пытается по крайней мере себе доказать, что он что-то может – и поститься, и молиться. Но на самом деле – нет, благодать Божия совершает все за каждого из нас. 

Сегодняшнее апостольское зачало из первого Послания к Коринфянам в некотором смысле хорошо согласуется с тем, о чем мы рассуждаем (см.: 1 Кор. 4, 1-16). Апостол Павел обращается к коринфской общине, среди которых очень многие возгордились тем, что на них излиты были дары благодати Духа Святаго. Дары-то были излиты, но плоды они еще не принесли. Люди возрадовались тому, что увидели, что пережили, и стали себя прославлять в том смысле, что именно они такие достойные и именно поэтому на них Бог Дух Святой дары Свои излил.

Апостол Павел, по-отечески упрекая коринфскую общину, ставит противопоставление: кто апостолы – и кто верующие в этой общине. Он говорит очень серьезные, страшные, завораживающие слова: «Бог избрал нас последними посланниками, чтобы стать зрелищем для мира, для ангелов и человек». То есть апостол уподобляет себя и прочих апостолов тем, кого после гладиаторских боев на зрелищах римских выпускали для того, чтобы их растерзали звери. Это были последние посланники, это было зрелище для тех, кто смотрел сначала кровавые бои гладиаторов, а затем уничтожение зверями людей.

Апостол Павел говорит: «Мы, последние посланники, в глазах людей ничтожны, нас хулят, попирают, уничтожают, бьют, а вы славны, вы красивы, вы мудры». Конечно, он это делает с упреком. А дальше говорит: «У вас тысячи наставников, но тот, кто родил вас во Христе, один – это я, поэтому подражайте мне, как я подражаю Христу». Апостол призывает коринфскую общину подражать ему в том образе жизни, который он ведет.

Но говоря о том, что он подражает Христу, апостол Павел и свидетельствует о том, что Христос вел точно такой же образ жизни, который выше апостол Павел коринфянам обозначил. А это значит, что искать, надеясь на себя, свои собственные силы, что-то в этой жизни, но не для спасения, значит совершать серьезную ошибку. Потому что как только появляется самонадеянность, сразу начинает уничтожаться наша вера. Мы становимся неверующими в Бога людьми, мы становимся неверующими в свое спасение людьми, потому что Господь устроил дело нашего спасения исключительно на принципе смирения, нищеты духовной и полного отсутствия самонадеянности.

Поэтому хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы поменьше уповали на себя, на свои силы, на свои собственные знания, даже на свой собственный духовный опыт, но постоянно обращались ко Господу, чтобы Он давал нам силы и дар благодати истинно спасаться.

Аминь. 

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. 

13.08.2023