Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали евангельское повествование о том, как один юноша подошел ко Христу и спросил Его, что нужно сделать для того, чтобы наследовать вечную жизнь (см.: Мф. 19, 16-26). Спаситель ответил ему: «Соблюдай заповеди», – и перечислил их. Заповеди Спасителя не удивили этого человека, поскольку это были заповеди Моисея, данные на горе Синай, и юноша ответил, что он все это уже сделал, но спросил, чего еще ему недостает.

Пожалуй, самое важное, что молодой человек уловил то, что недостаточно просто механически исполнять те заповеди, которые нам дает Господь. Чувство неудовлетворенности заставило его спросить, что еще нужно сделать. И вот тогда Господь говорит ему: «Пойди продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мной». И эти слова огорчили юношу, поскольку, как говорит Священное Писание, он был богат и отошел с грустью, так как не был готов расстаться со своим имением.

По словам Господа, верблюду удобнее пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное. Апостолы тогда спросили Христа: «Кто же может спастись, если даже богатый не может?». Ответ Христа – очень важный для каждого из нас принцип спасения. Господь сказал: «Это невозможно человеку, но невозможное человеку возможно Богу».

Мы чаем спасения, мы чаем войти в блаженную жизнь после воскресения мертвых, но Господь являет перед нашими глазами, как непросто это сделать. Умирает человек – что дальше? Мы понимаем, что, как только душа наша разлучится с телом, богатство нам не поможет.

Какое исполнение заповедей введет нас в Царствие Небесное? Сами себя мы туда не сможем ввести. Заповеди Божии, которые у нас иногда получается исполнять, это только некое доброе ходатайство перед Богом, чтобы Он нам помог в Царствие Божие войти. Однако мы понимаем, что зависит все исключительно только от Него.

Слово «богатство» и «Бог» однокоренные. Божий мир, который нас окружает, не лежащий во зле, а сотворенный Богом, дает нам иногда возможность причаститься к его благам благодаря деньгам или богатству. Например, у меня есть деньги – я купил путевку и поехал отдыхать. Море, горы, солнце – я бы не оказался там, если бы у меня не было богатства. Но я понимаю, что не я сотворил этот мир, имея богатство, я могу только к этому миру приобщиться. Но если мы говорим, что мир, сотворенный Богом, в каком-то смысле только отдаленно отражает всю благость и все блаженство, которое являет Сам по себе Бог, то что за богатством скрывается?

Ответ на этот вопрос однозначный: богатство, которое мы должны скопить, это любовь к Богу и исполнение Его воли. Это та «валюта», без которой никто не приобщится к Божественной благости. Именно поэтому Господь призывает нас научиться исполнять Его заповеди: постоянное смирение себя перед необходимостью их исполнять есть не что иное, как навык соподчинять свою волю воли Божественной, а через это открывать Божественную благость для себя и раскрывать в своем сердце любовь к Богу. Без этого ничего не получится.

Но проблема человека заключается в том, что он зациклен на себе. Поэтому Христос не сразу говорит этому человеку: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим» (см.: Мф. 22, 37-38), – а сначала заповедует не красть, не убивать, не прелюбодействовать. Господь отвращает человека от необходимости на себе замыкаться, любить исключительно себя, а через исполнение этих внешних заповедей учиться любить ближнего, а в его лице любить Бога (см.: Мф. 22, 39-40).

Апостолы, несшие в мир проповедь о спасении, о Царствии Божием, пришедшем в силе, этот важный момент о невозможности уповать на себя, о необходимости все отдать в руки Божии очень четко объясняли верующим. В первом послании к Коринфянам мы найдем такие слова апостола Павла: «Немудрое Божие мудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков» (см.: 1 Кор. 1, 18-31). Обращаясь к коринфской общине, апостол продолжает: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные: немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных. Бог избрал немудрое мира сего для того, чтобы посрамить мудрое, Бог избрал немощное для того, чтобы посрамить сильное, и уничиженное, неблагородное, ничего не значащее избрал Бог для того, чтобы упразднить значащее, чтобы не хвалилась перед Богом никакая плоть».

Сила Божия в немощи совершается, поэтому нам необходимо постоянное памятование или по крайней мере приучение себя памятовать о том, что, какое бы мы богатство здесь ни имели, ни скопили, оно не может нас ввести в Царство Божие (см.: 2 Кор. 12, 9). И под богатством мы должны понимать не только деньги или материальные какие-то предметы: это и таланты, которыми мы умеем пользоваться, и здоровье, которое нам дает Господь. Если мы считаем их своей собственностью и уповаем на них, то делаем серьезную ошибку. Нам следует использовать эти таланты для приобретения любви к Богу и умения исполнять Его святую волю.

Если таким образом располагается человек по отношению к жизни, то тогда слова Христа о том, что невозможное для человека возможно Богу, будут реализоваться. Человек скажет: да, не я, но Ты, Господи. И Господь обязательно такого человека спасет.

Поэтому желаем всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы тот, кто имеет в широком смысле какое-то бы ни было богатство, не уповал бы на него, а благодарил бы Бога и приобретал на это богатство любовь к Создателю и исполнение Его воли, благодаря которым Бог нас спасет.

Аминь!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.

27.08.2023