С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь за Божественной литургией предложила нашему вниманию отрывок из Евангелия от Матфея – притчу о званых на брачный пир (см.: Мф. 22, 1-14). Эту притчу Христос рассказал в Великий Вторник, обличая религиозных вождей – первосвященников, книжников, фарисеев – за то, что они не приняли Его, Иисуса, как истинного Мессию.

Притча начинается со слов: «Царство Небесное уподобилось человеку царю, который созвал брачный пир для сына своего и позвал званых». Под этим пиром веры для иудейского народа подразумевается пришествие Мессии, люди должны были Его узнать, возликовать и возрадоваться тому, что Царство Божие открыто. Но этого не произошло, и Господь открыто обличает стоящих перед Ним иудеев за то, что не было сделано.

Но притча – это иносказание, поэтому нам не всегда просто уловить те детали, мелочи, за которыми кроется важный смысл. Понятие «царство-княжество» и все, что с этим связано, являются для нас абстрактными, мы не улавливаем деталей выражения «царь устроил пир».

Что зависит от царя в маленьком государстве? Почти все, в том числе охрана жителей, а в их числе и подданных, званых на брачный пир. Люди, которых зовет царь, были с ним знакомы достаточно близко. Когда-то они дали согласие прийти на пир выросшего сына государя. Много лет подданные жили под покровительством царя, который оберегал их от врагов, имея воинство, имея мощную систему переговоров с соседними государствами, чтобы в спокойствии оставалось его царство. И вот эти люди, которых царь зовет на одно из самых важных, торжественных, счастливейших событий в своей жизни, отказываются принять приглашение.

Пир – это событие, на которое тебя приглашают, чтобы ты даром разделил с человеком его радость. И вот все готово, все приготовлено, тебе только следует прийти и возрадоваться. Почему эти люди не идут, более того, будучи позваны во второй раз, некоторые из них, как говорит Писание, убили пришедших, растерзали их? С чем это связано?

Отвечая на этот вопрос, мы должны спросить себя: как у нас обстоит дело с шествием в Царство Небесное? Люди из притчи живут недалеко от царя, он их оберегает, хранит, осязательно для них выражает свою любовь, он их ждет, хочет, чтобы и они вошли в его радость, и он рад будет, если они это сделают. Мы тоже очень близки к Царству Небесному: мы имеем храм, имеем богослужения, мы вступаем в теснейшее единение с Господом во время Святой Евхаристии. Тельцы упитанные закланы, все готово, но, когда приходят к нам слуги Господа, мы все время упирается, не хотим идти на Его зов.

А что значит идти? В притче званые живут близ царя, но это не помогает им, не убеждает их прийти его зов. Что в нашей жизни является шествием в Царство Небесное? Мы говорим, что это исполнение заповедей Божиих. Мы не идем туда пешком, не перемещаемся физически, мы делаем это за счет того, что медленно, но постоянно заповедь за заповедью исполняем. И когда мы отказываемся исполнять простые заповеди Божии, можно сказать, даже примитивные и скучные, то не бросаем ли мы вызов в лицо Господу, говоря о том, что мы не хотим, не желаем Его пира, пусть Он имеет нас отреченными?

Господь являет великую любовь к нам, подобно тому как царь являет к тем званым, которых он ждал на пир, готовился к этому. Но эти люди предпочитают любви царя любовь к себе, более того, они пользуются любовью царя и паразитируют на ней. Они замыкаются на себе и начинают заниматься кто торговлей, кто ловлей, кто не весть чем, но только не тем, чем должны заниматься.

Разве в нашей жизни не так? Нежелание званых потратить время на подготовку себя к торжеству, чтобы выглядеть достойно, их пренебрежение вызывают в конце концов ярость царя, он уничтожает, стирает с лица земли тех, кто убил его слуг, пришедших звать на брачный пир этих званых. Что в нашей жизни является отражением того, что явлено в притче? Пожалуй, наша глупость человеческая, наше недоверие ко Господу. Он есть Любовь и Свет, Он не может никого убивать. А в притче для удобства понимания на человеческом языке показано, что отказом идти на пир веры, отказом исполнять заповеди Божии мы сами себя уничтожаем, сами себя отсекаем от источника жизни, который есть Бог, и поэтому остаемся ни с чем.

Притча заканчивается словами о том, что царь зовет на пир всех, кто попался под руку, и добрых и худых. Гости собираются на царский брачный пир, но правил для присутствующих на нем никто не отменял. Когда царь заходит и видит человека, одетого не в брачную одежду, то есть не соответствующую великому торжеству, недоумевая, с великою любовью и сожалением он спрашивает: «Друг, как ты попал сюда не в брачной одежде?». Этот вопрос обезоруживает, виноватому нечем абсолютно оправдаться, и он молчит, как говорит притча. И дальше уже идет не притча, а эсхатологические реалии. Царь говорит: «Возьмите его и выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов».

То есть в данном случае исполнение заповедей, которое и есть наше шествие в Царство Божие, не может быть механическим, не может быть для галочки, не может быть своего рода торгом с Господом. Сказал Он заповедь исполнить – я исполнил, еще одну исполнить – пожалуйста, еще одну – хорошо, но только при условии, что я в Царство Божие войду. Нет, исполнение заповедей призвано преображать наши души, украшать их, к концу жизни они должны распускаться, как благоухающий и красивейший цветок в пустыне, чтобы Господу было приятно на него взглянуть.

А если, подобно человеку на пиру из притчи, в грязном вонючем рубище ты врываешься на пир Царя всяческих, то что можно от тебя ждать, какое царство тебе откроется?

Итак, есть два важных аспекта исполнения заповедей: во-первых, исполняя их, мы идем к Царю, который зовет и ждет нас на великую радость, во-вторых, работая над собой, мы должны преображать свои души, украшать их, чувствовать, что мы лучше становимся. Если этого не происходит, если механически, как белка в колесе, ты носишься, исполняешь – потом выходишь из храма, снова грешишь, потом опять исполняешь, ничего не произойдет.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы званость, которая обозначена в притче, стала избранностью. Господь всех нас позвал. Но самое главное, чтобы не мы себя избрали в избранники божественные, а Он нас позвал и избрал. А изберет Он нас только в одном случае: если мы вместо суеты мирской, всего того, что нас захватывает и тянет, изберем в своей жизни и поставим на главное место Бога и исполнение Его святых заповедей.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

 10.09.2023