Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня за евангельским чтением мы слышали притчу о талантах (см.: Мф. 25, 14-30). В ней повествуется, как один господин, уезжающий в далекую страну, дал своим рабам из своего имения каждому по силе, кто сколько сможет принять, а потом, вернувшись, потребовал отчета. Последний раб, в отличие от прочих слуг, которые пустили свои таланты в оборот и еще приобрели, закопал талант в землю и вернул его господину по возвращении, поскольку знал, что господин собирает там, где не сеял, и берет там, где не жал.

Христос называет этого человека: «Лукавый раб и ленивый». Что это за лукавство, с чем оно связано? Почему раб назван лукавым? Греческий термин, который стоит в Евангелии, может быть переведен и как «злой». То есть злой-ленивый и лукавый раб.

Лукавство или злая хитрость в том, что этот раб абсолютно точно знал, что́ он должен был с этим талантом сделать. И, оправдывая свою лень, он нашел хороший выход из ситуации: взять и спрятать этот талант и ничего абсолютно не делать, а потом вернуть его господину.

Может быть, стоит пояснить реалии того времени, они для нас не всегда ясны. Раб не имеет своей воли и не имеет своего имущества, он имеет только то, что может ему дать господин. Но есть важный момент: господин дает из своего имения. И еще: он смотрит на каждого раба и дает ему по силе, то есть не более того, что тот может понести, но на пределе того, на что человек способен.

Какое отношение эта притча имеет к нам?

Христос рассказывает притчу о талантах в Великий Вторник на Елеонской горе четырем апостолом, которые спросили: когда в Иерусалиме не останется камня на камне и какие сроки Твоего пришествия? Христос, отвечая, обозначит достаточно точно эти сроки и признаки (см.: Мф. 24, 3-13). А потом Он вдруг призовет учеников, а в лице их всех нас, к бодрствованию, сказав так: «Не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет». Далее следуют важные слова Господа о том, что такое истинное бодрствование и как не проспать Его пришествие, и начинается целый цикл притч.

Первая притча о десяти девах, где условием того, что уневестившиеся девы не проспят и смогут встретить Жениха, будет их любовь к Жениху (см.: Мф. 25, 1-13). Немудрые девы, не взявшие с собой елея, просят мудрых, которые елей имели и возжгли светильники, поделиться с ними. Но девы мудрые говорят: идите к продающим и купите себе. А что значит – пойти к продающим и купить? На что можно купить тот елей, без которого нельзя будет встретить Жениха и, соответственно, уневеститься на браке Жениху?

И здесь Христос начинает притчу о талантах со слов: «Ибо Сын Человеческий поступит, как господин, который…», – и дальше притча. В ней Христос объясняет, что это за деньги, на которые можно купить спасительный елей, без них никуда.

Но в какое же дело должен человек вложить деньги-таланты?

После притчи о талантах начинается притча о Страшном Суде, тесно с ней связанная, являющаяся как бы ее продолжением, поскольку начинается она со слов: «Когда же придет Сын Человеческий…» (см.: Мф. 25, 31-46). Христос начинает объяснять, как вкладывать таланты, что это за таланты, как их тратить. Мы все хорошо знаем эту притчу. Сын Человеческий спросит каждого из нас: был ли ты в темнице, в больнице, питал ли ты, кормил, делился, страдал ли сердцем, обливалось ли кровью твое сердце, когда ты видел людскую боль? Если этого нет и не было, то ничего ты никуда не вложил.

Итак, таланты – это дары от Бога, которыми обладает каждый человек. Это дар жизни, дар здоровья, это дар самосознания. Если мы замыкаем их на себе, то закапываем их в землю. Неслучайно Священное Писание четко говорит, что, когда Бог наказывал Адама за грех непослушания, Он ему сказал: «Ибо земля Ты и в землю возвратишься» (см.: Быт. 3, 19).

Но и тратить таланты нужно разумно, мудро, не быть лукавым, как тот раб из притчи, не быть злым. Если ты любишь Господина, то и Он обязательно любовью ответит, не может Он ответить нелюбовью, поскольку Сам есть Любовь. Войти в радость Господина своего, согласно притче, это, по сути дела, разделить с Ним все то, что Он имеет, по меркам древних людей. А если ты злой и видишь в своем Господине злого тирана, то и Он тебя будет судить именно по твоему религиозному мироощущению, которое настроено совсем не так, как должно было бы быть.

Но есть в этой притче еще один важный и глубокий момент: Господь дает таланты и один из них – это жизнь, которую мы получаем от Него. Он просит, чтобы мы этот талант жизни вложили в великое дело. Но ведь вложить деньги в прибыль можно только одним способом – отдать другим с верою в то, что они с избытком потом вернутся. Притча настраивает человека на великое деяние – жизнь свою не пожалеть ради того, чтобы приобрести прибыль в виде блаженной вечности.

Апостол Павел в Послании к коринфянам рассуждает о том, что является условием для этого. Он уподобляет жизнь человека зерну и говорит: что ты сеешь, не оживет, если не умрет (см.: 1 Кор. 15, 36-38). Итак, умереть за Христа, ради Христа, ради исполнения Его святых заповедей – это не просто желательно, но необходимо. Если этого не произойдет, не будет никакого воскресения в вечную блаженную жизнь, которой мы все чаем.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 16-ю по Пятидесятнице.

24.09.2023