С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слышали чтение из Послания апостола Павла к коринфянам, которое является важнейшим свидетельством существования пакибытия. Апостол говорит, что знает такого человека, который был восхищен до третьего неба, имея в виду под «таким человеком», конечно, себя (см.: 2 Кор. 12, 2-4). Апостол не знает, в теле или не в теле он был восхищен, то есть это было его особое переживание, то, что на языке святых отцов называется духовным экстазом. Находясь там, он слышал глаголы, которые невозможно передать человеку, даже невозможно выговорить. Но парадоксальным образом апостолу Павлу удается другое: ведь в духовном восторге он открывает нам то, что Царство Божие, куда мы стремимся, есть Царство разумное, коль там произносятся глаголы и эти глаголы выше способностей разума, которыми обладает человек в рамках земного бытия. В другом месте апостол Павел говорит так: «Ухо не слышало и глаз не видел того, что Господь уготовал любящим Его» (см.: 1 Кор. 2, 9).

Вот, собственно, и все из того, что нам открывает апостол Павел о Царстве Божием. Но даже слыша эти слова, мы очень хотим туда попасть. Что же для этого требуется?

Важным подспорьем для понимания апостольского чтения за Божественной Литургией является чтение евангельское (как, впрочем, и наоборот). Хотя верующему человеку порой кажется, что апостольское и евангельское чтения не всегда посвящены одной теме, сегодня связь между ними очевидна. Евангельское чтение четко отвечает на вопрос: что мы можем сделать, чтобы в Царстве Божием оказаться. Христос призывает нас быть такими же, как Отец наш Небесный, добавляя: «яко Отец ваш Небесный Милосерден есть» (см.: Лк. 6, 36). Пожалуй, это самое главное определение, которое произносит воплотившаяся Истина.

Христос мог бы сказать человеку очень многое о Боге, например о том, какими свойствами Он обладает, как проявляет Себя в мiре, каков Он по сущности и т.п. Но Спаситель говорит самое необходимое. Что означают Его слова: уподобляйтесь Отцу, который Милосерден есть? Это значит, что, если человек не стяжет в дни земного бытия сердечное расположение, всецело исполненное милосердием, в истинное Царство Божие он попасть не сможет. Следовательно, все, что мы здесь делаем, предпринимаем, все подвиги благочестия, все исполнения заповедей направляются исключительно на одно – на стяжание милосердия, на то, чтобы твое сердце стало сердцем милующим.

Но сам по себе термин «милосердие» для многих очень по-разному может отзываться. Один будет понимать под милосердием одно, а другой другое. И может ли быть истинно милосердным человек, который не знает православия? А если может, тогда зачем православие Господь принес и каждому из нас дал?

Милосердие можно сравнить с цветком нашего сердца, который распускается и начинает благоухать, только если его удобрять и поливать даром Божественной благодати.

Так, например, много красивых цветов и деревьев растет на юге. И многие пытались привезти оттуда эти цветы или их семена, сажать у себя дома в наших средних широтах. Однако понятно, что цветок, возможно, и взойдет, и начнет расти, но рано или поздно завянет, поскольку ему не будет хватать солнца, южного воздуха, влаги. Солнцем, живительной влагой, без которой не может выжить экзотическое растение, и является для нас дар благодати, который подается только в Церковных таинствах. Именно поэтому Святая Церковь так настойчиво и внимательно просит нас возделывать сердечный цветок под названием милосердие под воздействием Церковных таинств.

А что же такое милосердие? Какое сердечное настроение должен человек стяжать, чтобы в Царство Божие войти? Один подвижник благочестия в своем дневнике написал так: «Любить человека нужно не потому, что его нужно любить». Вот, собственно, и ответ на вопрос.

В сегодняшний день желаем всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы стяжание милосердия было самым главным вектором и деланием нашей жизни. Если мы хотя бы будем пытаться в своем сердце что-то похожее взрастить, Господь обязательно нам поможет и в Царство Божие введет.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.

15.10.2023