С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Неделя предлагает нам евангельское чтение от Луки о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Из года в год Церковь делает серьезный акцент на этой хорошо нам знакомой притче, следовательно, христианину стоит всмотреться в нее и сделать для себя важные выводы.

Прежде чем перейти к разбору притчи, обратим внимание на ту цель, ради которой апостол Лука пишет свое Евангелие. Самые первые слова этого Благовестия таковы: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (см.: Лк. 1, 1-4).

Как известно, твердым основанием любого учения является тот базис, без которого оно состояться не может и цель, которое это учение декларирует, не может быть достигнута. Это значит, что все то, на чем Лука делает акцент в своем Евангелии, является тем фундаментом, без которого мы в вечную блаженную жизнь не войдем.

Притча о богаче и Лазаре на самом деле притчей не является. Евангелисты нередко говорят: «Рече Господь притчу сию…» (см.: Лк. 15, 3), – или же Спаситель, обращаясь к апостолам, говорит: «Выслушайте притчу сию…» (см.: Мф. 21, 33). Но здесь Христос начинает повествование о богаче и Лазаре так, как будто это не притча, но та духовная реальность, которая излагается на доступном, возможном для нашего понимания языке.

Но еще важно, по какому поводу Господь этот рассказ приводит. Ведь, слыша его за богослужением, мы не улавливаем контекста притчи и часто сами создаем для себя этот контекст. А Христос рассказывает ее по поводу сребролюбия фарисеев. Рассказав притчу о неверном домоуправителе, обратившись ко всем присутствующим, в том числе и к ним, Господь сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители», – и фарисеи стали над Ним смеяться, потому что «были сребролюбивы» (см.: Лк. 16, 1-14). И Господь сказал: им: «Вы пытаетесь показаться праведными перед людьми, но Господь знает сердца ваши, и все, что высоко у людей, мерзость перед Господом» (см.: Лк. 16, 15). Слово «мерзость» во всей книге Нового Завета используется только один раз – в рассмотренном месте. Причем только этим термином может быть переведено то греческое слово, которое стоит в оригинале. Это очень жестокое слово.

Итак, твердым основанием нашего учения о спасении является то, что Господь смотрит исключительно на сердце, Его интересует только оно и больше, в принципе, ничего. И мерзостью пред Господом будет, если человек не работает над своим сердцем, а пытается заниматься лицедейством или лицемерием, лишь «имея вид благочестия» (ср. 2 Тим. 3, 5) перед ближними, перед самим собой и даже перед Богом. Далее Христос продолжает: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». А потом, на первый взгляд, без всякой связи с вышесказанным вдруг добавляет: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (см.: Лк. 16, 16-18). И дальше начинается рассказ о богаче и Лазаре.

Конечно, Господь говорит все это с определенной целью. Что Он имеет в виду? Мерзость перед Господом не те обстоятельства, в которые погружен человек: да, один лежит больной на гноище, а другой имеет достаток. Но мерзостью для Господа является то, что человек не пытается напрягать свое сердце, не пытается его исправить, сделать лучше, и даже те обстоятельства, в которые он Богом помещен, не способствуют тому, чтобы он начал работать над собой, человек сознательно этими обстоятельствами пренебрегает. А ведь цель человеческих усилий должна быть не в том, чтобы показаться перед людьми помытым, побритым, хорошо одетым, модным, сильным, знающим, а показаться перед Господом пекущимся, болезнующим о своем сердце.

Сердце каждого из нас, приходящего в этот мир, не подарок, это мы можем точно сказать, потому что все мы повреждены грехопадением. Господь знает, кто на что способен. Знает, что одни, адаманты веры, способны проявлять усердие в движении сердечном, исправлять его в обстоятельствах гонения на Церковь, болезней, скорбей. А другие очень ранимы, им даны комфортные условия: с утра ты кофе попил, вкусно поел, пообщался с дорогими родными. Но Господь дает эти условия не для того, чтобы мы считали их собственной заслугой, а чтобы мы, отталкиваясь от них и понимая, что незаслуженно их имеем, свое сердце исправляли.

В противном случае мы уподобляемся человеку, которому, например, не нравится жена: и он взял и развелся, и нашел себе другую, ведь не он же виноват в том, что ему жена перестала нравиться. Во всем она виновата! Зачем работать над сердцем, если проще так поступить? То же самое и богач, о котором говорит нам сегодня Господь.

Богач проходил мимо Лазаря, лежащего перед его домом, перед парадным подъездом, ведь в то время не было ни быстрых машин для передвижения, ни тонированных стекол, чтобы, влетая в свою усадьбу, не заметить, что твориться снаружи. Он абсолютно точно знал, что человек страдает и мучается, даже знал, как зовут его, но не подвинулся сердцем своим, заглушил совесть, пренебрегая ей всячески, пытался вытоптать ее, выжечь, потому что она ему мешала.

Часто бывает так и в жизни христианина, который в мыслях ропщет на Церковь, на священнослужителей, которые треплют ему нервы, постоянно говорят о том, что нужно сделать – сходить в больницу, в темницу, напоить, накормить. Нежелание исполнить то, о чем Церковь просит и умоляет, есть по сути дела не что иное, как сознательный отказ исправлять свое сердце. Святитель Филарет Московский, рассуждая над сегодняшним евангельским повествованием, говорит удивительные слова: «Погибает большинство не потому, что они стараются сделать все, чтобы погибнуть, а потому, что не стараются сделать ничего для того, чтобы спастись».

Христос, сказав: «От дней Иоанна Крестителя Царство Божие нудится и те, кто употребляет усилие, входят в него», – неслучайно тотчас добавит: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет». Здесь речь идет о том, что в учении о спасении даже, на первый взгляд, еле заметные мелочи очень важны. Притча заканчивается серьезным предупреждением Авраама не только богачу или, лучше сказать, уже не богачу, а всем людям, живущим на земле, о том, что необходимо слушать Моисея и Пророков.

«Моисеем и Пророками», то есть спасительным Откровением Божиим, для нас является, конечно, Новый Завет. Но чтобы его «слушать», Новый Завет нужно прежде всего знать, его нужно открыть, его нужно изучить по существу, вникнуть в его глубину. Не так, как знал Откровение богач, а ведь он знал Моисея и пророков: он не отрицает того, что был с ними знаком. Только знал он их поверхностно. Не сделал для себя, изучая их, так сказать, «вертикального среза». А учение, которое дается в Библии, очень просто́: где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, что бы нам ни казалось, в каждое мгновение нашей жизни постоянно наше сердце находится перед Господом. И Он оценивает его: работаем ли мы над собой, хотим ли мы исправиться и сделаться лучше или нет?

Но еще раз скажем: чтобы лучше сделаться и исправиться, мы должны знать, что в Новом Завете написано. А если мы ничего не знаем или знаем только поверхностно, не разбирая «ни одной йоты и ни одной черты» (см.: Мф. 5, 18), то как нам исправляться, в какую сторону идти? Или нам это будет подсказывать собственный эгоизм или интуиция? Опасный выбор. Богач ведь тоже понял, как ему показалось, что если у него здесь все обустроилось неплохо, то и в пакибытии все тоже сможет устроиться. Но он серьезно ошибся, этого не произошло.

Чтобы не ошибиться нам, очень важно сопрячь необходимость исправлять сердце свое с одним стратегическим деланием. Сегодняшнее Евангелие не сообщает, имел ли нищий Лазарь, который лежал на гноище, какие-то добродетели. А вот то, что он молча терпел, свидетельствует, что он каялся в том, как жил до того момента, как был наказан тяжелой болезнью. Он приносил покаяние и поэтому имел силы, мужество терпеть и страдать. А это значит, что сердце человеческое устроено таким образом, что только в моменты терпения, при перенесении страданий оно исправляется к лучшему.

Итак, не будем пренебрегать теми обстоятельствами, в которые Господь погружает нас. И если нам кажется, что обстоятельства или люди, в них помещенные и нас окружающие, мешают нам жить, издеваются над нами, будем помнить о том, что слово «издеваться» рождает наше сердечное расположение и настроение. Значит, это слово бьет в цель, свидетельствуя о том, что не кому-то, а именно нам нужно «перезагрузиться», «переформатироваться», восприняв окружающее как помогающее нам исправиться и сделаться лучше.

Да поможет Христос Бог каждому из нас прийти в сознание этих важных и простых евангельских истин и да сподобит за это Своего невечернего Царства.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 22-ю по Пятидесятнице.

 

05.11.2023