Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, с первой Неделей Рождественского поста!

Сегодня мы слышали притчу о безумном богаче (см.: Лк. 12, 13-21). Важно, что Христос рассказывает ее после того, как к Нему подошел один человек и попросил помочь разделить по справедливости имение с его братом. Христос отвечает: «Кто поставил Меня, чтобы судить или делить вас?». Удивительным образом оказывается, что Бог, пришедший во плоти, на просьбу человека о помощи отвечает, что Он здесь не для того, чтобы судить кого-то или что-то делить.

Если бы Христос дал совет или намек, как поступить этому человеку, можно было бы сказать, что Он помог ему. Но, по словам евангелиста, вместо совета Христос произнес притчу. Любая притча – это всегда нечто универсальное, что подводит под общий знаменатель многие вопросы, а значит может быть отнесено, соответственно, абсолютно к каждому человеку.

В притче о безумном богаче Христос обозначает, наверное, главный нерв безумия человечества, которым страдает каждый из нас.

Что говорит притча? Одному человеку уродился очень большой урожай, дословно в греческом тексте стоит: «Земля того человека принесла урожай». То есть не он сам себе его принес. И человек подумал: какое ошеломляющее богатство, куда же его деть? И тогда он решает сломать все старые житницы свои и построить новые, чтобы их забить этим добром и сказать: «Душа, ешь, пей, веселись, предлежит тебе много добра на многое время». Но он не успел не то что набить житницы этим добром, он даже сломать их не успел, как ему явился Бог и сказал: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут, и кому останется все то, что ты стяжал?». Христос заканчивает притчу словами: «Так бывает с каждым, кто не в Бога богатеет».

Эта притча должна «зацепить», взволновать каждого из нас: неважно, богатые мы или нет, уродился у нас урожай или не уродился. Нередко бывает, что человек носится с мыслью, что вот-вот что-то хорошее должно случиться в его жизни, благодаря чему он сможет вдоволь и есть, и пить, и веселиться на долгие годы. От веры в то, что это случится, происходит подмена истинного богатства в нашей жизни, в нашем сердце, человек становится рабом этой идеи. А где гарантия того, что душу нашу истяжут не через десять-двадцать-тридцать лет, а буквально завтра или, может быть, даже быстрее? Мы себе не принадлежим.

Итак, Господь называет богача безумным. В чем его безумие? Интуитивно мы понимаем, что нельзя ломать то, что имеешь, как говорится в народе, от добра добра не ищут, если тебе и того, что есть, хватает. Но безумие богача более глобально. Оно заключается в посыле, который он делает принципом своей жизни – есть, пить, веселиться на долгие годы. В чем же безумие?

Пришедший Бог по плоти является Творцом каждого из нас. Апостол Павел вслед за пророком Давидом говорит: «Величие Его кто сможет выразить?». Никто абсолютно! Но мы знаем, что, несмотря на Его величие, Он вызывает каждого из нас из небытия, доверяя каждому из нас то, что хочет с нами разделить – радость бытия, переживание блаженства, которое представляет из себя Сам Бог, Который есть Любовь, и Истина, и сама Жизнь (ср. Ин. 14, 6). Через это доверие каждый из нас призывается стяжать Царствие Небесное. Поэтому, когда Господь, Сама Воплотившаяся Жизнь, говорит человеку: «Ты безумный», – наверное, стоит задуматься о том, почему Он произносит эти слова.

Безумие заключается в том, что человек поставлен совсем для другого: не есть, и не пить, и не веселиться. Неслучайно Христос после притчи о безумном богаче продолжит говорить приточно: «Посмотрите на птиц: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец Небесный питает их»; «Не пекитесь, и не заботьтесь, и не говорите, что бы нам поесть и попить, во что бы нам одеться, потому что всего этого грешники ищут. Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам»; «Там, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»; «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (см.: Лк. 12, 22-35).

Христос призывает сделать так, чтобы сокровищем сердец наших был не идол, то есть жизнь комфортная, но чтобы сокровищем для сердца нашего мы сделали Небо. Призывает к тому, чтобы сердце наше туда успело переселиться, еще пока мы находимся здесь, на земле. В таком случае, когда Господь разлучит душу с телом, мы уже будем там с Ним. Препоясанные чресла в древности были у человека, только когда он трудился, работал, пахал. Одежда была длинная, напоминала подрясник или рясу священников. Если ее не подпоясать и рукава не засучить, это значило, что человек находится в состоянии покоя и отдыха. Препоясание поясом чресел есть символ того, что трудиться нужно всегда, постоянно.

И светильники наши должны гореть. Где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, мы всегда должны помнить, просвещая свой ум Божественными заповедями, о том, что мы здесь не для того, чтобы есть и пить, а для того, чтобы к Царству Божию готовиться. Призыв к бодрствованию звучит в сегодняшней притче

С чего же начать? Проще всего обратиться к словам самого Христа: Он призвал нас не печься о завтрашнем дне. Это и есть отправная точка в нашем житии-бытии: не зацикливаться на том, что ищут, согласно Евангелию, грешники и язычники. Если мы будем стараться эти желания от себя отсекать, тогда мы увидим: то, о чем мечтал богач, это действительно безумие. Потому что Господь для каждого из нас открыл блаженную вечность и ждет, что мы сами, через свое собственное волеизъявление пойдем туда и через это станем истинными сынами Отца Небесного.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 26-ю по Пятидесятнице.

 

03.12.2023