С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день именуется Неделей святых праотец, а это значит, что Церковь начинает вводить нас в праздник Рождества Христова. Святые праотцы жили задолго до пришествия в мир нашего Господа Иисуса Христа. Их жизнь была настоящим подвигом, потому что одно дело – верить в Мессию, Который пришел, как мы с вами верим, а другое дело – верить в Того, Кто когда-то придет, может, через сотни или тысячи лет, неизвестно.

Что отличало святых праотец от прочих людей, которые в то время жили? Без сомнения, их отрешенность от мира, лежащего во зле, и вера в грядущего Мессию, которая подкреплялась уверенностью в том, что для человека будет открыта возможность войти в рай. Учение ветхозаветное утверждало, что, вне зависимости от того, каким был человек – праведным или грешным – он все равно нисходил в ад после смерти, но Бог обетовал, что пришествие Мессии откроет врата рая.

Вера заставляла этих людей жить по-особому, они были в глазах общества «идиотами», то есть не такими, как все. И несмотря на то, что им было очень непросто, они все-таки жили так, как было необходимо.

Сегодняшняя притча, которую мы слышали за евангельским чтением, также настраивает каждого из нас жить на определенный вышеозначенный лад (см.: Лк. 14, 16-24). В каком контексте, в каких обстоятельствах была она рассказана Господом? Христос пришел в дом одного из высокопоставленных фарисеев, чтобы участвовать в его трапезе. Он увидел, как богатые и знатные люди садятся за стол в ожидании угощения. И Господь обратился к хозяину дома со словами: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Тогда один человек, пришедший от слов Иисуса в духовный восторг, сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». И после этих слов Господь произнес притчу.

Иными словами, человек, обратившись ко Господу, сказал: «Блажен тот, кого выбрал Господь вкушать хлеб в Царствии Божием», – а Христос своей притчей ответил, что нет абсолютно никого, кто бы был обойден Господом, кто бы был забыт, приглашены все, но вкусит ли человек этого хлеба в Царствии Божием или нет, зависит исключительно от человека (см.: Лк. 14, 7-15).

Это хорошо нам знакомая притча о званых на пир. Согласно Евангелию, все званые, как бы сговорившись, начали отказываться занятостью: один купил землю, другой – пять пар волов, третий женился. Все званые говорят одно: прошу извинить меня, имей меня отреченным. Похожая притча есть в Евангелии от Матфея, где говорится, что отказавшихся царь, разъярившись, уничтожил, сжег их город за то, что они его оскорбили. В Евангелии от Луки такого нет: хозяин вечери разгневался, но званым ничего абсолютно не сделал, он оставил их с тем, что они имели.

Однако господин позвал на вечерю других – всех тех, кто «попался под руку»: тех, кто жили в хижинах, находились при дорогах. Как бы сейчас сказали, все асоциальные элементы были приглашены на этот пир. Господь заканчивает притчу словами: «Много званых, но мало избранных».

Но далее, на первый взгляд неожиданно, Господь начинает говорить окружающим людям о необходимости возненавидеть отца, мать, братьев, сестер, все, что тебя окружает, и заканчивает этот призыв такими словами: «Если не отрешитесь от всего того, что имеете, не сможете быть Моими учениками». Говорит Господь, по сути дела, об одном: мы поставлены сюда не для того, чтобы заниматься какими-то вещами, пристрастившись, сроднившись с ними сердцем. Мы можем много чего иметь, но сердцем ни к чему прикипать нельзя, это есть условие того, чтобы в Царствии Божием что-то вкусить вместе с нашим Господом или, иными словами, спастись.

Читая притчу, мы негодуем: какие негодяи те, кто купил землю, пять пар волов или женился, как так можно было поступить! Вот если бы нас позвали, если бы нам сказали: яства готовы, ужин стынет, прошу, придите, мы бы бегом побежали. Но в том-то и дело, что нет. Притча универсальна и относится к любому из нас. Никто к нам не придет и не скажет просто, на понятном языке: идите, яства дымятся и ждут вас, и напитки разлиты по бокалам – такого не будет. Это притча и, соответственно, язык ее приточен.

Через что же Христос обращается к нам, призывает нас на Свою Вечерю? Как узнать, что это приглашение на Вечерю от Господа? Однозначно таким приглашением будет то, что вклинивается в нашу жизнь, мешает нам жить, нарушает обычное ее течение, разрывая паутину суеты, когда нам становится от этого тяжело и мы начинаем ворчать, скулить, роптать на Бога, говоря, что опять необходимо что-то исполнять, а ведь так хочется пожить полноценной, удовлетворяющей нашу плоть жизнью. Это язык, который постоянно ставит нам препятствия, чтобы срастись, сродниться, раствориться с тем, что мы имеем, что нас окружает и что нам по-мирски очень приятно.

Иными словами, Господь никогда не оставит нас, если мы именуемся христианами, в спокойствии, комфорте, рутине земного бытия, Он всегда будет помогать нам каким-то образом чувствовать дискомфорт, неудобство от того, что мы во всем этом находимся. Этот важный принцип: «Если не отрешитесь от всего, что имеете, не сможете быть Моими учениками», – будет постоянно довлеть над нами, будет прессовать нас, мы никуда от него не денемся до тех пор, пока не согласимся с Господом.

Евангелист Лука неслучайно сразу после притчи о званых на пир приводит иную притчу Господа: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (см.: Лк. 14, 31-32). Это значит, что, вне зависимости от того, попадем мы в Царство Божие или нет, на нас идет Великий Царь, который хочет, говоря языком Священного Писания, истязать нашу душу, взять ее к Себе.

Если человек отвергает, не хочет слушать голос Царя, который приходит в виде тяжелых обстоятельств в течение всей его жизни, он не выстоит, Царь уничтожит его. А если слышит и понимает, что со своим воинством, робким и немощным, он не справится, то лучше выйти и пощады попросить, то есть согласиться заповеди царские исполнять, а через них стать другом Царя, а не врагом.

Итак, сегодняшняя притча о званых на вечерю, дорогие братья и сестры, призывает нас быть более внимательными ко всему тому, что в жизни с нами происходит. Приглашение Господина на званую Вечерю, которое звучит постоянно через обстоятельства нашей жизни, мешающие нам становиться рабами плоти, мы должны научиться принимать, научиться соглашаться с ними и выполнять их. Только через это мы засвидетельствуем Спасителю, что принимаем Его приглашение на Вечерю, Его предложение быть спасенными.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 29-ю по Пятидесятнице.

 24.12.2023