Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, который именуется Неделей пред Богоявлением. Также сегодня праздник обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Между праздниками Рождества Христова и Святого Богоявления верующий человек по-особому задумывается о подвиге нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Бог пришел в мир, и апостол Павел говорит, что Он «зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (см.: Флп. 2, 7). Слова эти не могут, не должны нами восприниматься как некая банальность. Если задуматься о глубине, которую вкладывает в вышеозначенный тезис Святая Церковь, то душа верующего человека не может не прийти в духовный восторг.

Многие из нас летали на самолете, и, когда самолет взлетает на неимоверно большую высоту, мы видим, как величественна земля, она огромна и прекрасна. Как здесь не вспомнить слова псалмопевца: «Господня земля и исполнения ея, вселенная и вси живущии на ней» (см.: Пс 23, 1). Эту землю Господь держит в Своей длани. Приезжая на море, мы также видим бесконечно прекрасную даль. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь» (см.: Пс 92,4), – и здесь восклицает псалмопевец.

Тот, Кто содержит в Своей длани без всякого напряжения всю эту красоту, все это величие, всю эту громадину, приходит, облекаясь в плоть человеческую, приходит в смиреннейшем образе Человека. Но если, согласно учению Церкви, в Боге нет ни тени перемены, если апостол Павел говорит, что Христос есть истинный Человек, смирению Которого нет предела (ср. Флп. 2, 7-8), то это значит, что Бог есть само Смирение. То есть Божественное смирение содержит в Своей длани вселенную и ее бездны. Именно это смирение отправляет жизнь мироздания и законы его существования.

Господь приходит, и подает пример жизни, и каждого из нас просит во главу угла в деле спасения поставить смирение. Без него невозможно разделить с Богом радость бытия, восторг от всего величия, которое Господь уготовал любящим Его. Пример обрезания, который сегодня мы чествуем, также является знаменательным и важным. И из него мы научаемся от Господа тому, что должны повиноваться закону Божественному, который Господь дает человеку.

Бывают глобальные, как нам кажется, заповеди, бывают поменьше, бывают частности, но Господь показывает нам, что в деле спасения не бывает мелочей. Один из мудрых сказал так: небрежение в мелочах погубит великое дело – нельзя ими пренебрегать.

Ярчайший пример того, как исполнить все, заповеданное Господом, являет нам сегодня святитель Василий Великий. Он, угождая Богу, горел, как свеча. Он был свечой, которая горела, можно сказать, с двух сторон: святитель Василий прожил только 49 лет.

Святитель Василий Великий, работая над своим спасением, конечно, пекся и о спасении других. Он оставил христианскому миру устав монашеской жизни, множество важных богословских трактатов, сочинений, молитв, в которых очень четко обозначено православное учение и о Боге, и о тех условиях спасения, которые непременно должен знать человек. Конечно, и без Литургии святителя Василия Великого не мыслится полноценная жизнь православной Церкви.

Прославляя сегодня святителя Василия Великого, мы обращаемся к нему с молитвой, чтобы он своим предстательством, своей любовью к христианскому миру давал каждому из нас такую же ревность в деле богоугождения, которую имел он сам, чтобы нам не стесняться, не лениться, не страшиться исполнять все то, что нам заповедует Святая Церковь.

Но сегодня память святителя Василия Великого неслучайно соединяется с праздником Обрезания Господня. Обрезание в Ветхом Завете было знаменательным действием: через этот обряд человек вступал в наследование обетований, данных Аврааму, а также свидетельствовал о том, что является исполнителем Закона, обетующего праведность. Апостол Павел и в Послании к Римлянам, и в послании к Колоссянам, которое мы сегодня за Литургией слышали, говорит, что обрезание крайней плоти являлось символом обрезания сердечного, то есть того, без чего человек не может открыть свое сердце для Бога (ср. Рим. 2, 28-29). Но подобно тому, как обрезание плоти было болезненной операцией, вызывающей кровоточение, обрезание сердечное – это также действие, которое сопровождается болью и страданием, лишением покоя. На каких же путях оно совершается?

Сегодняшнее евангельское повествование о двенадцатилетнем Отроке Иисусе доносит до нас важную деталь: Дева Мария и праведный Иосиф искали Его три дня (см.: Лк. 2, 41-52). Что переживала Божия Матерь в этот момент, для простого человека является запредельным. Преподобный Силуан Афонский в дневниках пишет, что никому и никогда не будет дано пережить то, что Она испытала в тот момент, зная, что Отрок Ее есть обетованный Мессия. И вот это переживание, можно сказать, сдирание кожи с сердца, которое Она испытала, и есть не что иное, как обрезание сердечное.

Евангелист Лука говорит о том, что поиск Отрока продолжался три дня – это прообразовывало трехдневное воскресение Христово. Господь уже в двенадцатилетнем возрасте начал вводить Свою Матерь в испытания, в подвиг. И не хочет ли нам сказать через это Святая Церковь, что именно на таких путях лежит и наше сердечное обрезание? Если мы не пострадаем за Господа, если откажемся, поленимся, постесняемся свою жизнь согласно заповедям исправлять, если дрогнем, ничего не произойдет. Мы останемся теми, какими были, и сердце наше останется закрытым для Божественной любви, и никакой дар спасения в него не войдет, и никакого воскресения в будущем в вечную блаженную жизнь не будет.

Поэтому сегодня, в преддверии праздника Богоявления Господня, когда Христос придет и скажет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – мы должны по-особому Его слово принять и по-особому расположиться эту заповедь исполнить. Если будет так, то не посрамит нас Спаситель и обязательно введет в Свое Царство, и мы будем причастниками Его Божественной Любви.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 31-ю по Пятидесятнице.

 

14.01.2024