Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодня из Евангелия от Луки мы с вами слышали повествование о том, как один богатый юноша подошел ко Господу и спросил, что нужно сделать, чтобы живот вечный наследовать (см.: Лк. 18, 18-30). Это насущный вопрос для христианина, но оказалось, что, поскольку юноша был богат, ответы Христа ему не подошли, его не удовлетворили. Когда спрашивающий ушел, опечаленный, Господь, обратившись к ученикам, сказал такие слова: «Сложно богатому войти в Царство Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши».

Слова Христа свидетельствуют со всей очевидностью, что богатому человеку спастись невозможно, поскольку верблюду сквозь игольные уши тоже невозможно пройти. Получается, что Воплотившееся Божественное Слово лишает возможности богатого быть спасенным. И вот важный вопрос: почему закрывается возможность войти в вечную блаженную жизнь человеку, который имеет богатство? Для ответа на этот вопрос надо понять, что под богатством понимает Священное Писание.

В греческом подлиннике дословно написано так: «Сложно человеку, имеющему материальные блага, войти в Царство Небесное». То есть богатство – это не совсем то, что чаще всего понимает человек под этим словом, именно материальные блага встают на пути в Царство Божие. Почему?

Есть одна интересная история, которую мне довелось услышать в конце 90-х годов от одной женщины. Это было время, когда появилась информация о том, как люди живут в Европе: у них есть и машины стиральные, и посудомоечные, и ездят они на автомобилях. Будучи верующим человеком, это женщина сказала в душе: «Господи, вот если бы мне все это было дано, сколько бы времени у меня высвободилось, чтобы я имела возможность молиться и ходить в храм!». И вот прошло семь лет, у нее все есть – посудомоечная машина, стиральная машина, автомобиль. Она сказала так: «Батюшка, вы думаете, у меня увеличилось время на молитву? Оно уменьшилось. А почему? Потому что эта суета захватила меня и я чувствую, что вместо молитвенного желания нахожу наслаждение в том, что вокруг меня за меня кто-то работает».

Получается, что материальные блага, которые пытается стяжать человек, отравляют, опьяняют сердце человеческое, заставляя его терять расположение к Богу и, соответственно, отвращая от соблюдения заповедей, необходимых для входа в Царствие Небесное: не прелюбодействуй, не кради, не убивай, чти отца и мать.

И чем больше у человека материальных благ, тем безответственнее перед Богом он становится. А почему так происходит? Возможно, человек надмевается сердцем, думая, что если у него в этой жизни что-то получается, то в Царство Небесное ему будет легче войти, чем прочим, ведь он такой умелый и способный. А Господь говорит: нет, это не так.

Об особом расположении сердечном, которое мы призываемся иметь, хорошо сказано в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Колоссянам: «Братия, облекитесь в милосердие, в кротость, в смиренномудрие, больше же всего облекитесь в любовь, которая есть союз совершенства. И да царствует в сердцах ваших мир Божий, ради которого вы и призваны» (см.: Кол. 3, 12-15).

Иными словами, материальные блага встают на пути христианина, пытающегося стяжать такие добродетели, как смиренномудрие, кротость, милосердие и, самое главное, любовь. Материальные блага лишают сердце человека мира Божиего. А что значит мир Божий, ради которого мы призваны, как говорит Апостол? Это благость, которая откликается в сердце неизреченным умиротворением, которое никто никогда на земле не сможет дать человеку.

Но человек обманывает себя, путая причину и следствие: ему кажется, что если с миром каким-то образом согласуется понятие счастья, то счастье можно приобрести, собирая материальные блага, и чем их больше, тем ты более счастлив и, соответственно, более умиротворен. Но каждый из нас может засвидетельствовать, что чем больше материальных благ, тем более человек становится раздражительным, гневливым, нетерпеливым, злым, в конце концов, тем меньше добра он совершает ради тех, кто вокруг него.

Сегодняшние чтения из Священного Писания, тексты, особенно евангельские, призывают нас по-особому относиться к своему внутреннему миру, именно по нему следить, находимся ли мы на правильном пути. Если в нашем сердце практически нет Божиего мира, ради которого Господь пришел и который дал человечеству в дар, если нам совершенно не хочется не то что иметь эти добродетели, но даже думать о смиренномудрии, милосердии и кротости, то можно очень четко утверждать, что мы являемся поклонниками материальных благ, идолопоклонниками, поскольку материальные блага, согласно словам апостола Павла, являются идолами и, по слову того же Апостола, идолопоклонники Царства Божиего не наследуют (см.: 1 Кор. 6, 9-10).

Пусть милосердный Господь просвещает наши умы, осеняет наши сердца Своим миром, который вдохновлял бы нас на то, чтобы исполнять самые простые заповеди, написанные на скрижалях сердца всякого человека. Не будем смущаться от того, что, на первый взгляд, эти заповеди слишком просты, слишком старомодны, будем твердо знать, что они и только они гарантируют нам вечную блаженную жизнь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 34-ю по Пятидесятнице.

 

28.01.2024