Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с чествованием Иверской иконы Божией Матери и памятью святителя Алексия, Митрополита Московского!

В сегодняшний день основной акцент Святая Церковь делает на первую подготовительную Неделю к Великому посту – Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18, 9-14). Нас начинают готовить к очень важному в нашей жизни поприщу – Великому посту. И, понимая, что нельзя сразу взять и начать поститься, Церковь хочет постепенно донести важные истины до наших сердец и умов.

Неделя о мытаре и фарисее связана с притчей, которую Господь рассказывает апостолам и всем окружающим Его людям. Причина, по которой Господь ее приводит, может быть поставлена во главу угла и нашей подготовки к поприщу Великого поста, и его прохождению. Евангелие от Луки говорит так: «И сказал Господь тем, кто был уверен в своей праведности и поэтому уничижал других, притчу сию». И дальше следует притча, из которой можно сделать вывод, что каждому из нас важно научиться не уничижать других в силу того, что мы очень хотим выглядеть праведными.

Традиционный взгляд на эту притчу навеян не иконографическими образами, таких мало, а произведениями мирового искусства, художества. В синагоге стоит красиво одетый напыщенный фарисей и, задрав голову кверху, молится Богу, а где-то в дверях в лохмотьях, в отрепьях стоит человек, напоминающий асоциальный элемент, и бьет себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному». Но так ли на самом деле мы должны воспринимать происходящее? Что имел в виду Господь, обращая притчу к нам?

Обратившись к истории ветхозаветного фарисейства, следует заметить, что даже талмуд проклинал несколько категорий фарисеев, которые вели себя неподобающим образом. Например фарисеев, которые никогда не поднимали головы, боясь взглянуть на лиц женского пола, и часто бились головой о косяки дверей, цеплялись за ветви деревьев, и поэтому ходили перебинтованные. Другая группа фарисеев – спотыкающиеся. Они делали вид, что серьезным образом погружены в молитву, прикрывали глаза, чтобы их ничто не отвлекало, поэтому нередко спотыкались и их головы также часто были замотаны, забинтованы. И еще разряд фарисеев – это те, кто постоянно подходили к другим и спрашивали: «Какую еще заповедь мне выполнить, скажи, пожалуйста, подскажи, что я еще не сделал?». Всем своим видом они показывали, что практически все, что Господь заповедует в жизни выполнить, уже ими исчерпано. В общем-то все вышеназванные группы фарисеев свидетельствовали своим внешним поведением о том, что они праведники.

И вот вопрос: как выглядел фарисей из притчи, который, вознеся голову к небу, молился и благодарил Господа за то, что он не такой, как прочие человеки- грешники? Ведь он вполне мог быть облачен во вретище и пепел, выглядеть нищенски, но при этом гордо стоять с чувством того, что исполнил все заповеди, и за это благодарить Бога.

А как выглядел мытарь? Мы знаем, что мытари – это достаточно богатая прослойка в сравнении с прочими ветхозаветными иудеями. Прошлая Неделя о Закхее свидетельствует о том, что они могли многое себе позволить в силу своего богатства. То есть вполне вероятно, что все наоборот. Один стоит во вретище и пепле и благодарит Господа за то, что он не такой, как прочие человеки, а другой как раз очень красиво одет, но бьет себя в грудь и говорит: «Боже, милостив буди ко мне, грешнику».

Важный момент: исходя из какой системы координат, сердца фарисея и мытаря обращаются к Богу? И какая система координат должна подобать нашему мироощущению, мировоззрению?

Наверное, фарисей, который молится Господу и всячески старается уничижить всех тех, кто окружает его, свидетельствует о том, что его система координат земная, он хочет хорошо устроиться на земле. Он создал для себя парадигму спасения, «царство небесное», которое есть по сути дела царство земное, и хочется ему в этом царстве вечно находиться, потому что ему в этом Царстве очень хорошо.

А вот система координат мытаря другая: он прожил жизнь, знал, что такое богатство и что оно абсолютно ничего человеку принести в виде счастья, блаженства не может. Мытарь понимал, что все это тщета, пустота, ни к чему не приводящая, ничего не дающая, только изматывающая человеческие силы. Неслучайно Евангелие от Луки замечает, что он молился, не дерзая поднять голову к Небу. Значит, его система координат определяется мыслями о Небе: он просил Господа о том, чтобы быть помилованным в Вечности.

Фарисей молится, благодарит и перечисляет свои добродетели: пощусь дважды в неделю, соблюдаю субботу, десятину от того, что имею, отдаю Тебе. Но ведь и мытарь мог делать то же самое, чем хвастается фарисей, и делать больше того даже в десять раз, но он абсолютно этим не кичится, потому что понимает, что это в сравнении с тем, что есть истинное Царство Божие, абсолютно ничего не значит, поскольку это Царство милости, а не жертвы.

Этот важный посыл Церкви обращен к каждому из нас, в нем ясно очерчено, чем нам следует заниматься в Великий пост и в Недели подготовительные. Разве не бывает так, что человек, который долго ходит в храм, который на самом деле небогат, внешне очень скромно выглядит, всем своим поведением в храме очень кичится своей верой? Может, он и понимает, что ближний этого не знает, зато он в себе уверен, твердо уверен в том, что праведен.

И нередко бывает, что приходит в храм человек небедный, хорошо одетый, приятно пахнущий, который не знает, как свечку поставить, как к иконе подойти, как обратиться к церковнослужителю с вопросом, как Богу помолиться. На таких людей мы часто смотрим с пренебрежением, с надмением, с уничижением, как говорит сегодняшнее Евангелие, считая их какими-то недоучками, ничего не знающими, ничего не умеющими. В этом и есть наше превозношение. Как говорится в покаянном каноне преподобного Андрея Критского, это и есть наша безумная молитва с безумными глаголами.

Святая Церковь хочет Великим постом это наше порочное мироощущение разбить вдребезги, ударить по нему, как молотом по наковальне, чтобы мы даже забыли о нем. Конечно, это непросто, потому что гордость человеческая себя проявляет постоянно, нам хочется всеми силами доказать, что мы для Царства Божия готовы, выставляя пред Господом свою ложную праведность через сравнение себя с другими, которые внешне, в наших глазах хуже нас.

В сегодняшний день хочется пожелать всем нам, чтобы притча о мытаре и фарисее правильно настраивала нас на подвиг не только к Великому посту, но и ко всей жизни. Если мы расположимся правильно, то поймем, что немного нужно для спасения: думать о Небе и в сердце вращать простую молитву, без которой, по всей вероятности, никому невозможно спастись: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о мытаре и фарисее. 

 

25.02.2024