Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о блудном сыне, поскольку мы с вами слышали притчу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, где повествовалось о том, как один из сыновей отца ушел на страну далече, расточил там свою часть наследства, но потом опомнился и вернулся к отцу (см.: Лк. 15, 11-32).

Святая Церковь готовит нас к Великому посту, а значит, предлагает это повествование не для того, чтобы мы порассуждали о том, какие негодяи эти сыновья: один ушел, другой скорбел, – иначе мы дойдем до мысли, что вина лежит на том, кто их такими воспитал. Это не просто рассказ, а притча, Святая Церковь хочет дать некие стратегические наставления, чтобы мы имели возможность во время Великого поста заниматься настоящим спасительным делом.

Притча о блудном сыне неслучайно называется притчей всех времен и народов. Заключенная в ней стратегия должна быть нами оценена: каждый человек должен узнать себя в героях этой притчи во многих аспектах. Важны здесь некоторые точки координат, например, страна далече, куда уходит блудный сын. Где она – эта далекая страна? Если мы рассуждаем об этом в приложении к Богу, то должны признать, что во всяком месте владычество Его: нет абсолютно ни одной точки во вселенной, ни материальной, ни духовной, где Бог не имел бы Своего присутствия. Иными словами, для Бога не существует страны далече. Но для человека такая страна есть.

В Священном Писании имеется термин «тьма», то есть место, где как бы отсутствует Бог. Человек часто желает попасть в такое место. И вот младший сын, ушедший далеко от отца, отказывается в ней. Но там, в этой стране, нет блага, нет ничего того, что было у отца: там есть только свиной корм и неимоверно тяжелая работа или, лучше сказать, рабство, образно обозначающее рабство греху и страстям.

А вот старший сын никуда не уходил, он был рядом с отцом, но оказывается, что он духовно ушел в страну, которая была еще дальше той, в которую ушел его брат, как это ни странно звучит. Старший сын, будучи под боком у отца, будучи как бы под солнцем, оказался в такой страшной дали. Как же такое могло произойти?

Отталкиваясь от этих рассуждений, зададимся вопросом: для чего Святая Церковь дает эту притчу, для чего старается нас расположить к искреннему, истинному покаянию не только в дни Великого поста, но и во все дни жизни нашей? При творении человека замысел Божий был таков, чтобы человек был счастлив. Он был сотворен таким образом, что имел в себе дыхание жизни, то есть Духа Святаго: эта движущая сила, эта искра сердечная и сообщала бытию человека счастье. И, естественно, больше никаких возможностей быть счастливым, кроме как с Богом и в Боге, у человека не было. В грехопадении все было потеряно. И то, что мы называем спасением, в принципе и есть возвращение того счастья, ради которого мы созданы: соединиться с Богом, всегда быть с Ним.

Беда заключается в том, что человек часто автономизирует себя, делает автономным свой ум, свое сердце, свое существование и доказывает себе, что и без Бога он может быть счастлив. И вот попытка достичь всего того, что он для себя придумывает в плане счастья, того, как ему будет хорошо, этот вектор движения по направлению к придуманному счастью – это всегда уход на страну далече.

Коварство такого движения в том, что, в принципе, можно никуда не уходить: ни далеко, ни близко, можно даже в храме находиться, в церковных таинствах участвовать – и одновременно идти в ту далекую страну, где нет Бога, а значит, и счастья.

Сегодняшнее апостольское чтение помогает более глубоко осознать то, в чем основной драматизм ложных человеческих исканий (см.: 1 Кор. 6, 12-20). Апостол Павел в Послании к Коринфянам развивает тему блуда, но блуда в первую очередь духовного, потому что любовь человека к Богу – это одно, а нечто противоположное – измена, предательство, попрание этой любви – всегда будет блуд. И даже если человеку кажется, что в момент этого блуждания он испытывает счастье, многие прямо-таки захлебываются от удовольствия, которое при этом получают, рано или поздно это приведет к великой трагедии. Апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». А предваряя эти слова, он говорит: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое».

Счастье человеческое часто завязано на пище: что я ем, как я ем, при каких обстоятельствах. От этого нередко у человека воспаляется круг жизни, и кажется, что вот оно – пришло счастье. А апостол Павел говорит, что все упразднится, как карточный домик разлетится, окажется, что всю жизнь свою ты посвятил на поиски никчемности, ненужности и пустоты, которая, как дым, рассеется и исчезнет.

Но соединение с Богом, предоставление своего естества Богу в храм есть истинный смысл жизни человека, не только верующего или православного, а любого человека. Только православный должен больше об этом задумываться, потому что ему больше, чем кому-либо, дано знать о том, для чего он предназначен. А соединение с Богом немыслимо без покаяния. По словам апостола, совершающий грех с блудницей, становится одним телом с блудницей, а значит, что Бог с таким телом, с таким естеством не соединится.

Отказаться от духовного блуда, от греха как от предательства Божия и есть дело всей нашей жизни. Чем целомудреннее будет жить человек, очищая свои ум и сердце, тем более совершенным, более пригодным для Бога он будет делать сосуд своего естества, тем больший дар благодати будет входить в человека, сотворяя его Божиим храмом.

С одной стороны, в сегодняшний день Святая Церковь свидетельствует о том, как важно покаяться и очиститься, чтобы с Богом соединиться. С другой стороны, притча о блудном сыне стоит под знаком радости Бога о грешнике нашедшемся, то есть нет абсолютно ни одного человека на земле, которому Бог не был бы рад, если бы человек покаялся.

Все в наших руках, дорогие братья и сестры, и Великий пост в том числе. И направляя свои стопы к этому спасительному поприщу, будем стараться быть достойными того слова Божия, которое мы постоянно слышим, чтобы некогда и над нами произнеслось великое слово милосердия и радости Божией: «Сын Мой был мертв, но ожил и воскрес».

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о блудном сыне.

 

03.03.2024