Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы. Климов

 

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки, где повествуется о воскрешении Господом нашим Иисусом Христом сына наинской вдовы, то есть женщины, которая жила в городе Наин (см.: Лк. 7, 11-16).

Когда Господь с учениками шел мимо этого города, из него выходила погребальная процессия: народ плакал, несли отрока, единственного сына матери-вдовы. Мы понимаем, как бывает жалко, когда человек умирает в расцвете лет, еще не начавши толком жить, какую скорбь должны чувствовать его родители, а здесь осталась одна мать отрока, его отец уже умер. Священное Писание говорит, что Господь останавливается и, умилосердившись, то есть сострадая матери, воскрешает отрока. Мальчик садится на одре, и Господь отдает его матери. И весь народ прославил Бога, слух о Господе как о великом пророке прошел по всей Иудее и за пределами ее.

Повествование это довольно короткое, но очень важное: в нем свидетельствуется о той величайшей Божественной силе, которую имеет Господь. По учению Церкви, Христос есть Истинный Бог и свидетельствует Он это через величайшие чудеса, такие как воскрешение человека.

Для тех, кто знает это событие, кто не раз о нем читал и слышал, оно часто не является удивительным: совершенно не тревожится ни сердце, ни ум несмотря на то, что это событие из ряда вон выходящее. Если бы это случилось в наше время, наверное, прошел бы слух о нем по всей нашей необъятной стране. Потому что для человека, который живет земной жизнью, воскрешение из мертвых – это очень необычный момент, непонятный, часто не воспринимаемый ни сердцем, ни умом, как это ни странно будет звучать даже для верующего человека.

А вот люди, которые увидели это чудо, прославили Бога, и слух пошел о Господе по всей стране как о великом пророке, как о Мессии, иными словами, о Спасителе человечества. Но для верующего человека это событие является очень образным или аллегорическим. Неслучайно Святая Церковь вспоминает это событие, например в молитвах к Причастию. Или в акафисте Иисусу Сладчайшему мы читаем такие слова: «Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа».

На каких путях лежит воскресение души? Люди, узнав о воскрешении сына наинской вдовы, по всей окрестности иудейской страны прославили Бога. Они услышали о том, что совершил Господь. И здесь мы говорим вместе с апостолом Павлом, что «вера от слышания» (Рим. 10, 17).

Сначала человек слышит благую весть, воспринимает ее умом, а потом доводит ее до сердца, которое начинает воскрыляться, просыпаться, воскресать, начитает торжествовать и жить уже вместе с Богом. Итак, очень многое зависит от ума, от того, в какое русло он повернет услышанное. Неслучайно святые отцы сравнивают воскрешаемого отрока именно с умом человеческим. Поэтому перед каждым из нас стоит очень важная, серьезная стратегическая задача: воскресить свой ум для вечной жизни, пробудить его, чтобы он стал живым, чтобы он стал более водимым от слов Божественного откровения.

Наши умы часто мертвы, ведь и сегодня мы слышали Евангелие, но не встрепенулись ни наши сердца, ни наши умы от той благой радостной вести, что Господь воскрешает человека.

Почему наш ум находится в таком состоянии, что с этим делать? Церковные учителя говорят, что происходит это от нашего погружения в суету. Мирские дела пеленают наш ум по рукам и ногам, суета и мир, лежащий во зле, навязывают уму свои ценности, свои, можно сказать, критерии счастья и блаженства. И ум, увлекшись ими, упиваясь ими, как будто смертоносным ядом, становится мертвым, и глаголы вечной жизни для него становятся закрытыми. А если ум не может быть проводником божественного, благодатного откровения для сердца, то и сердце никогда не проснется, никогда не восчувствует эту вечную блаженную сладость, которую Господь и здесь уже готов подать каждому из нас.

И тогда мы спросим: как воскресить, как реанимировать наш ум, с чего начать? Мы говорим о необходимости участия в церковных Таинствах. Да, это очень важно. Но есть еще один важный, на первый взгляд незначимый, момент, без работы над которым ничего не произойдет. Речь идет о внимательной молитве.

Все мы, погруженные в суету мирской жизни, часто свидетельствуем, говорим об этом на исповеди, что умы наши абсолютно не внимают словам молитв. Мы встаем на правило и начинаем читать, мы понимаем всю важность того, о чем читаем, всю важность подготовки, например к Причастию, ради которой и выполняем молитвенное правило, но ничего с собой поделать не можем: рассеивается внимание, разлетаются мысли, и где только они ни блуждают, но только не там, где должны быть.

И вылечить наш ум можно через молитвенные правила, которые дает нам Святая Церковь, потому что мы точно можем свидетельствовать, что наши умы и наши сердца никогда не родят этих святых, правильных, чистых, а самое главное, спасительных и благодатных мыслей.

Вспомним состояние человека, выздоравливающего от тяжкой болезни: его отпаивают и откармливают понемногу, дают водички, горячий бульончик, протертую пищу. Хотя до болезни человек был готов помногу есть и помногу пить, по-другому он сейчас не может, хотя пища может быть вкусной и полезной. Точно так же и уму необходимо давать выверенными дозами внимательную молитву. Не огромные правила – утреннее, вечернее, акафисты, псалтирь, нет. Именно как больному, который выздоравливает, некоторым начинать нужно с самого малого – не с часа, не с получаса, а с двух или трех минут максимально. Попробуем: можем ли мы внимательно стоять на молитве, не отвлекаясь от слов молитвы, читать их, и мы увидим, как это сложно. Но если не начать с этого малого, то не будет и большего.

А какие критерии того, что мы хоть немного вошли в состояние нормального здравия, ума и сердечного сочувствия молитвам и готовы уже быть воскрешенными Господом? Начинается это именно с желания не только читать написанные молитвы, но самому молиться подобными словами – это начинает просыпаться молитвенный дух сердца.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас неленостно подвизаться в этом что ни на есть простом, может быть, в глазах других людей очень мелочном занятии, – внимании к словам молитв. Если мы начнем и выйдем из состояния духовного оцепенения, войдем в состояние духовной бодрости и радости о Господе, то тогда обязательно воскреснут наши умы и сердца, наши души. И тогда Господь нас, подобно воскрешенному отроку, сможет отдать Матери-Церкви, чтобы мы были достойными проповедниками истины о вечном блаженном спасении.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 18-ю по Пятидесятнице.

Воскрешение сына наинской вдовы.

 

20.10.2019