Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. 

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Неделей святых отец. Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское зачало о родословии нашего Господа Иисуса Христа (см.: Мф. 1, 1-25).

Следует большой список имен, которые для нас являются неожиданными, непривычными на слух, но мы понимаем, что это предки нашего Спасителя, предки Того, Кто, воплотившись, победил державу смерти, разрушил ад, даровал каждому из нас вечную блаженную жизнь. А это значит, что те, кто когда-то послужили орудием для прихода в мир нашего Господа, тоже сподобились от Него великой благости и великой милости. Потому что своим трудом, своими подвигами, а самое главное, своею верою послужили приходу в мир Спасителя.

Вот начало повествования: «Родословие, книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». И уже первые слова, которые мы слышим, заставляют нас задуматься: почему так важно для евангелиста Матфея сказать, что Христос является не только Сыном Давидовым, но и Сыном Авраамовым?

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над этим, говорит, что евангелист имеет намерение противопоставить истинного Мессию тому мессии, которого ждали современные Христу иудеи. Они ждали славного, сильного, богатого, красивого царя, в общем, того, кто был действительно сыном самого великого в Иудее, в Израиле царя Давида. Но, ожидая такого царя, конечно, они не думали о прочих народах, они не думали, что Спаситель должен прийти и спасти все человечество, и тем более не думали о том, от чего Мессия должен спасти человеческий род. Они считали, что Христос освободит их от чужеземного ига, поработит к их подножию все другие народы, сделает их владыками и князьями земными.

Говоря о том, что Христос такой же Сын Давидов, как Авраамов, евангелист хочет показать, что Христос приходит для каждого человека в мир, что нет никого абсолютно, кто был бы обойден, потому что Аврааму были даны великие обетования о том, что в нем благословятся все племена земные, то есть все народы земли. Это, пожалуй, первое и главное, что хочет отметить апостол Матфей. Можно также обратить внимание на то, что евангелист в родословии Христа упоминает женщин, причем или язычниц, или, по слову Златоуста, злонравных. По мнению святых экзегетов, этим он хочет сказать, что в царство Божие, в царство Мессии, вход бывает открыт не тем, кто уповает на правду Ветхозаветного Закона, но тем, кто имеет истинную веру в Мессию и покаяние.

Не стоит думать, что эти вопросы являются для современного человека чем-то отстраненным, нет, они очень актуальны для нас. Иудеи, современники Христа, очень уповали на то, что они являются сродниками по плоти Авраама, на то, что они исполняют дела закона. Для них это были два необходимых и в то же время достаточных условия для вхождения в царство мессии.

А если мы внимательно посмотрим на себя, откроется и в нашей жизни нечто подобное. Очень часто верующий человек уповает на то, что он крещен в Господа Иисуса Христа, – это сравнимо с тем, что иудеи уповали на родство по плоти от Авраама. Но мы очень часто кичимся тем, что мы знаем, как исполнять православный обряд, знаем, что нужно сделать для того, чтобы получить вечную блаженную жизнь. Но знание того, что нужно сделать, часто почему-то «освобождает» нас от необходимости все это делать. Это упование, которое является ложным, выхолащивает нашу истинную тягу к покаянию, истинную веру в то, что не по грехам нашим приходит Спаситель и спасает нас, но по милости Своей, и спасает только тех, кто хочет быть чище, кто хочет быть лучше, кто хочет быть добрее и светлее.

В родословии Христа евангелист Матфей очень четко показывает нам, каким чудесным образом приходит в мир Богочеловек. Следует помнить, что в то время, когда он писал Евангелие для обращенных ко Христу иудеев – 40-е годы по Рождеству Христову – еще мало было раскрыто Церковью то учение о Господе и Богородице, которое мы с вами имеем.

Матфей приводит три великих периода по 14 родов: от Авраама до Давида, от Давида до плена вавилонского, от плена вавилонского до Христа Владыки. Начинать отсчет следует с первого родоначальника, и тогда последний будет четырнадцатым. Но в третьем периоде отсчет будет таким: двенадцатым будет Иосиф, тринадцатым должна быть Дева Мария, тогда четырнадцатым станет Христос. А это значит, что в непосредственном отношении к пришествию в мир Христа Спасителя стоит только Дева Мария.

Евангелист указывает на это и другим способом. Обычно перечисление родословной идет в активном залоге: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и так далее. Но когда речь заходит о Христе, Матфей пишет: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, из Нея же родися Иисус». Таким образом евангелист показывает, что Господь Своей собственной волей приходит в мир, Он рождается от Девы, Он избирает Ее для Себя как орудие Своего рождения.

Далее повествуется о том страшном смущении, искушении, которое испытал Иосиф Обручник, когда узнал, что Дева Мария беременна. Он хотел отпустить Ее тайно, потому что не хотел обличать, свидетельствуя этим намерением о том, что он действительно является праведником, причем не ветхозаветным, а новозаветным. Но когда он помыслил это, явился ему Ангел и сказал: «Иосиф, не бойся принять жену твою Мариам, потому что родившееся в Ней будет от Духа Святаго». Бог вмешивается в историю людей, потому что это исключительная в жизни всего мира история пришествия в мир Господа. Мы должны понимать, что такого события никогда не было и никогда больше не будет. И поэтому то смущение, которое испытывает Иосиф, оправдано.

В сегодняшнем евангельском повествовании для каждого из нас содержится очень важный урок. Поставим вопрос: почему Дева Мария не сказала Иосифу о событии Благовещения, почему Она не была с ним откровенна? По человеческой логике, как только Ангел благовествовал Деве Марии о том, что Дух Святой найдет на Нее, сила Вышняго осенит Ее и родившееся в Ней будет Свято и наречено Сыном Божиим (см.: Лк. 1, 35), Ей следовало все рассказать мужу. Или же сразу Ангел должен был быть послан к Иосифу, чтобы открыть ему это. Но этого не произошло.

Святые толкователи говорят нам о том, что всему свое время. Очень часто в нашей жизни всему вредит наша поспешность. Мы часто спешим ближним открывать те тайны духовные, которые радуют наше сердце, но они часто еще не способны порадовать сердца тех, кому мы хотим их открыть. Не все бывает еще в человеке готово, чтобы вместить эту радость, эту тайну.  Христос неслучайно говорит о том, что не вливают молодого вина в ветхие мехи и не пришивают заплату из новой ткани к ветхой ризе, потому что раздирается риза от шитья и прорываются ветхие мехи от молодого вина (см.: Мф. 9, 16-17).

Точно так же и верующий человек призывается быть очень внимательным к тем сокровенным тайнам, которые в сердце открываются ему и которые доводят до осознания того, как Господь устроил наше спасение. Мы часто можем только свидетельствовать нашим ближним о том, что жив Господь и открыты для нас двери спасения. Свидетельствовать через радость о Господе, может быть, даже без слов. А о том, что возрадоваться должен каждый человек, свидетельствует Праздник, в преддверии которого мы находимся: когда приходит в мир Христос и Ангел является пастырям, то первое, что он им говорит, это: «Я вам возвещаю радость велию, которая будет всем людям» (см.: Лк. 2, 10).

Ангел говорит пастырям, что радость эта должна коснуться абсолютно каждого человека. И в определенном смысле в этом заключается миссия Церкви – сделать так, чтобы и ближним и дальним стало радостно на душе от того, что пришел Господь. Но сегодняшнее Евангелие говорит о том, что мы должны быть внимательны к тому, как, кому и когда, каким образом эту радость возвещать.

Бог очень осмотрительно действовал в момент Своего Рождества, открыв тайну о рождении Своем только пастырям, Симеону, Анне, совсем немногим людям и волхвам, которые были способны эту тайну правильно сохранить в себе, а потом правильно открыть. Поэтому всем вам, дорогие братья и сестры, желаем быть очень внимательными к делу своего спасения и к делу спасения наших ближних.

Сегодня мы еще не празднуем Рождество Христово, но для нас как бы приоткрываются двери в этот светлый Праздник. И поскольку грядут эти великие и радостные дни, желаем вам очень осмотрительно действовать по отношению к ближним. Есть такая церковная поговорка: чем больше праздник, тем выше искушения. Будем помнить об этом и стараться всеми силами сделать так, чтобы ближние наши, может быть, не слыша много громких и праздничных слов, увидели, как светятся наши сердца и лица, и согрелись этой рождественской радостью.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых отец

05.01.2020