Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о Страшном Суде (см.: Мф. 25, 31-46). Это третья Неделя в череде подготовительных Недель к Великому посту. Святая Церковь доносит до нас важный посыл, как мы должны правильно поститься и правильно спасаться.

Согласно повествованию о Страшном Суде, Господь придет и разделит все человечество на тех, кто спасется, и тех, кто пойдет в ад. Главный критерий, по которому будет судиться человечество, это то, были ли мы нормальными людьми, то есть творили ли добрые дела, болело ли наше сердце при виде чужих страданий?

Рассуждая над этим повествованием, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь делит человечество на две части образно. Праведники – это овцы, именно овцы, не бараны, потому что они приносят троякий плод – дают молоко, с них можно состричь шерсть, они приносят ягнят. Грешники – это козлы, славянский термин он еще более жесток: «козлища», но не козы. С козла какая польза? Русские поговорки об этих животных часто свидетельствуют об их никчемности.

В связи с этим у человека могут даже возникнуть претензии к Господу: почему только на Страшном Суде становится ясно, что нужно пойти в больницу, в темницу, напитать, накормить? Вот если бы я знал это во время жизни моей, то обязательно бы так сделал. Но Господь называет критерий, который нет нужды вообще озвучивать для нормального человека: руководствуясь совестью, мы сами знаем о необходимости заботиться, ухаживать за теми, кто страдает. Поэтому никакого оправдания не будет у нас.

Святитель Иоанн Златоуст говорит еще другие слова, на первый взгляд,  неожиданные. Те, кто Господом осуждается, это люди, глаза которых ослепило сребролюбие, и именно в силу этого они не поступили так, как просил Господь. Почему их глаза ослеплены?

Господь не просит нас вылечить болящего в больнице, освободить заключенного из темницы, но просто прийти туда. Прося напитать алчущего и напоить жаждущего, Он не говорит о необходимости устроить для них необыкновенный пир с диковинными яствами. Голодному следует дать кусок хлеба, жаждущему – чашу холодной воды. Разве это сложно? Конечно, нет. А почему мы это не делаем?

По словам Златоуста, сребролюбие ослепляет нас, поскольку направлено на нашу самость, на любовь к себе. Боязнь отделить кусок от своего добра, отдать его кому-то не позволяет нам исполнять главные заповеди, без которых, со всей очевидностью, никакого спасения человеку не видать.

Посылая нас помогать страждущим, казалось бы, в социальную сферу, Церковь в первую очередь все-таки заботится о нашей душе. Люди, у которых есть опыт посещения страждущих, свидетельствуют: оказавшись лицом к лицу с человеком, который страдает, смиренно и терпеливо выносит то, что Господь ему судил вынести, ты чувствуешь свою ущербность, беспомощность, которые определяются чаще всего ложной мечтой о собственной праведности. Ложность эта определяется желанием сделать так, чтобы, абсолютно не напрягаясь, палец о палец не ударив, спастись: вот буду просто думать о спасении – и оно придет.

Но есть еще важный момент. Господь как будто говорит: хочешь узнать, с кем ты окажешься в раю, если спасешься? Иди в больницы и темницы – их обитатели заслуживают рая больше, чем ты, поскольку терпеливо и смиренно терпят. И если, глядя на этих людей, тебе не хочется там быть с ними, то, поверь, вопрос спасения будет решен Богом не в твою пользу.

То, что предлагает сделать Господь, почему-то кажется нам неимоверно сложным. Мы слышали эти слова в храме не раз и не два. Но вот прошел год, два – сдвинулось что-то с мертвой точки, кто-то сходил, сделал то, что просит Господь, обозначая это делание как самую насущную необходимость для нас? Скорее всего, нет. Почему?

Согласно учению Церкви, как только человек приходит в мир, тотчас в его душе, а потом и во всем естестве начинает разливаться духовная проказа, которая называется вечной смертью, ее не остановить. Есть только одно лекарство, есть только одна вакцина – сделать то, что Господь нам рекомендует. Иначе вечная смерть поработит наше естество полностью, сожрет его. Причем лекарство единственно возможное, поскольку никаких других критериев деления на спасаемых и погибающих у Господа нет. Не является ли этот же критерий важнейшим и для ответа на определяющий вопрос: ты верующий или нет?

Конечно, и мир, лежащий во зле, не стоит на месте, он делает свое дело.

Посмотрим на себя внимательно: как много свободного времени мы имеем! Так сходи, не поленись, посмотри в глаза боли, страданиям и любви, которую часто имеют страждущие, поучись у них любить Бога в смирении и терпении. Но мир отвлекает человека, погружает в суету, заставляет его вращаться, как юла, бегать из угла в угол и по мелочам растрачивать всю свою энергию и силу. Иногда человеку становится от этого тошно, но он не понимает причины: дело в том, что он не принимает горькое лекарство, прописанное Церковью.

У одного поэта есть такие слова:

По радио поют, что нет причины для тоски,
и в этом ее главная причина.

СМИ пытаются нас отвлечь, заставить забыть обо всем и сказать, что нет причины для тоски. Но каждый человек прекрасно знает, что тоска может нахлынуть в любой момент, и переживание этой тоски есть не что иное, как поцелуй вечной смерти, которая готова поработить нас.

В Неделю о Страшном Суде накануне Великого поста, в его преддверии, мы готовимся к тому, чтобы выйти из него стройными, изящными, физически красивыми, но лучше готовиться к тому, чтобы выйти из поста духовно изящными, а это изящество приобретается исключительно через творение дел милосердия.

Повествование о Страшном Суде Господь приводит, отвечая на вопрос апостолов, когда будет второе пришествие Его и какие его признаки. Повествование о Страшном Суде дано Христом в контексте учения о бодрствовании, поскольку последние дни наступят внезапно. Единственным, исключительным критерием того, будешь ли ты бодрствовать, не проспишь ли, не погрузишь ли свое сердце в духовный коматоз, является то, занимаешься ли ты делами милосердия, открываешь ли сердце свое страждущим. Не будет этого – будешь спать и проспишь все на свете, в том числе самое главное, для чего ты создан и для чего молишься Богу.

В сегодняшний день хочется пожелать всем вам, дорогие братья и сестры, чтобы мы не ленились то, что нам надлежит, перед Господом исполнять: быть в больницах, в темницах, поить, кормить, одевать. Тогда мы обязательно увидим, что и сердце просыпается, и ум начинает бодрствовать и находить вкус во всем этом, и даже переживать это как истинное счастье, которое есть не что иное, как отражение вечного Христова блаженства.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о Страшном Суде.

10.03.2024