Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, стоящие здесь, в этом святом храме! Мы готовимся вступить в поприще Великого поста, готовимся вступить в поприще непростого делания, исправления своих душ, своих сердец. Если мы внимательно вслушаемся в подготовительные молитвы, которые постоянно читаем, – утренние, вечерние, правило ко Святому Причастию – то увидим, что неимоверно большой акцент Святая Церковь делает на том, чтобы сердце наше стало светлым, впустило в себя как можно больше Божественной любви. Но это невозможно сделать без покаяния.

Поприще Великого поста – это покаянное делание. А чтобы правильно каяться, нужно иметь четкие, точные ориентиры. В Евангелии одним из таких ориентиров являются слова Христа. Фарисеи и ученики Иоанновы спросили Его: «Почему мы постимся много, а Твои ученики не постятся?». И Христос ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься» (см.: Мф. 9, 14-15).

Эти слова Господа задают тон тому, что мы собираемся делать. Мы не собираемся поститься, как это делали фарисеи, ученики Иоанновы и многие другие – чисто механически, когда пост был сопряжен исключительно с физическим воздержанием. Но всякий пост истинно верующего человека – это переживание о том, что в твоей жизни нет Того, кого ты любишь. Потому что Господь сравнивает Себя с женихом, а своих учеников – с сынами чертога брачного. И чем глубже человек входит в пост, тем больше должно быть в нем осознание того, что он опустошен: в его жизни нет Жениха Небесного, нет той любви, которую Господь дарует человеку.

А Святая Церковь утверждает, что сердце человеческое без любви, без света жить не может, Церковь очень хочет, чтобы сердца наши буквально захлебывались в любви и свете Божественном. Как это сделать?

Самое главное, самое первое, самое стратегически важное условие – это прощение нашим ближним согрешений их. На первый взгляд, заповедь несложная и не требует комментариев. Но совесть наша лукава и не всегда человек готов пойти на то, чтобы простить ближнего своего, оправдывая себя тем, что виноват он, а не я. Господь через Священное Писание говорит нам: мы обязательно должны простить ближним согрешения их. То есть простить не только то, что мне легко простить. Я должен простить ближнему не ту обиду, которую я по отношению к нему совершил, или то действие, которым я вызвал его на грех по отношению ко мне, нет, это само собой.

Но я должен простить ближнему грех его против меня, то, что он сознательно против меня совершал как зло, я обязываюсь ему это отпустить. Потому что, если я этого не сделаю, зло, как страшная заноза гнойная, останется в моем сердце. Рано или поздно, оно распространится по всему моему естеству и, конечно, никакого света, никакой любви в моем сердце быть при таком расположении не может.

Поэтому Святая Церковь просит каждого из нас простить ближним прегрешения их. А о тех, кто уже переступил порог вечности, с кем мы не можем встретиться, – помолиться, испросив у Господа прощения за себя и за них. И, конечно, самое главное – испросить прощение перед Господом за то, что сердечное зло, которое именуется грехом, мы постоянно в своей жизни допускаем и через это уничижаем Божественную любовь и дар спасения, которые принес Господь каждому из нас.

Это очень важное делание, с которого начинается Великий пост и которое должно продолжаться постоянно и в дни Великого поста, и во все дни жизни нашей. И награда за это велика.

Сегодняшние слова из Евангелия: «Если прощаете ближним согрешения их, простит и Отец Небесный вам согрешения ваши», – заставляют нас смело утверждать, что через прощение ближним их согрешений против нас мы получаем от Господа дар спасения, потому что быть прощенным от Бога Отца есть не что иное, как спасение вечное (см.: Мф. 6, 14-15).

В сегодняшний в день, Прощеное воскресение, хотелось бы и нам, священнослужителям сего святого храма, перед всеми вами попросить прощения. Мы прекрасно понимаем, что не всякому из вас есть у нас возможность уделить должное время, на которое, возможно, вы рассчитывали, и не только в силу занятости нашей и загруженности, но и в силу лености, и в силу греховности – всего того, что имеет самый обычный человек. Но мы искренне просим прощения, для того чтобы вступить в поприще поста, если можно так сказать, единой, дружной, великой семьей и идти к празднику Пасхи, вместе молясь, сопереживая и назидаясь в том Откровении, которое мы будем получать и из Священного Писания, и через богослужебные литургические тексты.

Дорогие братья и сестры, дорогие отцы, простите меня грешного за все, чем я согрешил перед вами делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю Сыропустную.

 17.03.2024