Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прошел первый день Великого поста, дорогие братья и сестры, и сегодня после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского каждый из нас уже может подвести определенные итоги.

Конечно, чаще всего эти итоги не радуют, поскольку человек ощущает, что он немощен, он мало что может сделать в деле своего спасения и даже те, казалось бы, простые заповеди, которые дает нам Господь, очень тяжело понести и исполнить. Но все-таки каждый из нас ставит перед собой задачу достичь какого-то плода за время Великого поста.

Мы понимаем, что нельзя захотеть и здесь и сейчас, за один день все сразу исправить, и если Святая Церковь дает нам целых сорок дней, то ясно, что она хочет, чтобы мы не сразу, не вдруг взялись поднимать те важные деяния, без которых нам в вечную блаженную жизнь не войти.

Неслучайно Христос говорит: «Не вливают молодого вина в мехи ветхие, потому что и меха прорываются, и вино пропадает». То есть Церковь предупреждает нас не заниматься преждевременной поспешностью, желая во что бы то ни стало сразу и как можно больше получить плодов.

В каноне Андрея Критского мы слышали, как рыдает душа святого от осознания своей наготы, обнаженности, своей пустоты, которые откроются, когда она предстанет перед Господом. Это переживание не может не сподвигнуть верующего человека искать какое-то наполнение души. И вот вопрос: что в первую очередь ждет от нас Святая Церковь? Без чего покаяние не осуществится в нашей жизни?

Сегодня в каноне Андрея Критского мы слышали такие слова: «Привел тебе, душе моя, все Новозаветные Писания, вводящие тебя ко умилению». Умиление – это одна из главнейших добродетелей верующего человека, по крайней мере, такой она должна быть. И если сердце человека не приходит в состояние умиления, то, естественно, и никакого покаяния родиться в нем не может.

В Священном Писании приведены примеры такого умиления, например в книге Деяний апостольских. После сошествия Святаго Духа на апостолов Петр проповедовал перед тремя тысячами иудеев о cпасительном деле Иисуса Христа, Его cлавном Воскресении и ниспослании Духа Утешителя. Он сказал и такие слова: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями … вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (см.: Деян. 2, 22-23). И Писание говорит, что иудеи умилились сердцем и спросили: что же нам делать? Петр ответил: «Пусть покается каждый из вас, и крестится, и получит дар Святаго Духа».

Иными словами, каждый из нас призывается войти в состояние сердечного умиления. Что такое умиление на языке святых отцов? Это жаление себя, но не в том смысле, что мне тяжело и невозможно что-то сделать. Нет, это жаление рождается в первую очередь от того, что тебе становится, как это ни странно будет звучать, жалко Бога, Который пришел во плоти, и пролил Свою пречистую кровь, и совершил дело спасения, и даровал каждому человеку этот дар. Получение этого дара уже зависит только от самого человека.

Осознавая рано или поздно свое пренебрежение этим даром, верующий человек не может не прийти в состояние содрогания, в состояние сожаления: что же я теряю время, почему ничего не делаю?

К этому состоянию умиления каждый из нас должен направить свой путь. Но оно не может прийти в наши души просто по желанию человека, подобно тому как сухая земля, если ее сразу обильно полить водой, может пострадать: вода смоет плодородный слой, а семена, находящиеся в ней, замокнут и сгниют. Но небольшие дожди напояют эту землю, делают ее рыхлой, плодородной, и семя тогда начинает произрастать в этой земле. Вот нечто подобное должно происходить и с нашей душой.

Но это может произойти только в одном случае: если мы будем следить за своим сердцем, если будем обращены внутрь себя, а не вовне. И именно для этого нам дан Великий пост, когда мы следим за всеми движениями нашей души, и все плохое извлекаем из себя и избавляемся от него, а все хорошее храним.

Канон Андрея Критского говорит о том, что Новозаветное Священное Писание вводит душу ко умилению. Это еще один посыл для нас Великим Постом читать Священное Писание, в первую очередь Четвероевангелие, читать именно для того, чтобы Господь даровал нам умиление. Не надо только при чтении рождать в себе желание, чтобы умиление во что бы то ни стало появилось, не надо насиловать себя, нужно верить, что рано или поздно Господь обязательно душу этим умилением осенит, но только это дело Божие, это Его дар.

Здесь можно вспомнить притчу о сеятеле, когда Господь объясняет апостолам, что такое добрая земля, в которую упало семя. Он говорит, что это та земля, которая уподобляется человеку, который в добром и чистом сердце, в терпении приносит плод (см.: Мф. 13, 23).

В сегодняшний день, когда перед нами открыто все поприще Великого поста, хочется пожелать всем нам спасительного терпения, для того чтобы в душах наших родилось умиление, которое избавит нас от чувства пустоты и обнаженности перед Богом, и через это умиление мы совершим истинное спасительное перед Богом покаяние.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в понедельник Великого поста,

 18.03.2024