Со второй Неделей Великого поста всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь прославляет святителя Григория Паламу, епископа Фессалонитского. В XIV веке он выступил в защиту учения Церкви о том, что Фаворский Свет, который явил перед глазами святых апостолов Господь и Спаситель наш Иисус Христос, является, с одной стороны, Светом Нетварным, но с другой стороны, эту Божественную силу, энергию могли своими физическими глазами созерцать святые апостолы. Григорий Палама отстоял это учение на все времена. И Святая Церковь в память о подвиге святителя прославляет его по традиции во вторую Неделю Великого поста.

Какое отношение имеет к нам учение святителя о том, что Фаворский Свет является Нетварным?

То, что совершалось в Святой Церкви давно, в XIV веке, кажется нам каким-то застывшим, полулегендарным преданием. Во время извержения вулкана, например, люди, которые в ужасе созерцают текущую лаву, испытывают совсем не то, что 500 лет спустя туристы на экскурсии, которые эту застывшую лаву фотографируют. Им говорят, что это было опасно, страшно, жарко, но они очень спокойно на это смотрят и думают: да, наверное, тут было что-то грандиозное, может быть, даже страшное. В каком-то смысле мы уподобляемся таким созерцателям, пришедшим посмотреть на то, что уже даже не дымится.

Но во времена святителя отстаивание учения о природе Фаворского Света для верующих было чрезвычайно актуально. Проведя две недели в посте, который заключался не столько в ограничениях в пище, но главное – в непрестанном исполнении заповедей Божиих и молитвенном богообщении, умы и сердца христиан начинали просвещаться в самом прямом смысле слова: они начинали созерцать духовную зарю невечернего будущего дня. И чтобы их умы не приходили в смущение от того, что они созерцают, Святая Церковь успокаивала их и говорила, что все нормально, восходит Солнце Правды, начинает просвещать тебя.

Действительно, верующий человек мог испытывать от этого определенный дискомфорт. Евангелие от Луки говорит, что апостол Фома и другие апостолы, увидевшие Воскресшего Господа, не верили от радости (см.: Лк. 24, 41). Человек боялся смутиться, и поэтому Святая Церковь говорила, что это Нетварный Свет входит в твое сердце и озаряет твой ум, продолжай поститься и молиться, и увидишь еще нечто большее.

Насколько это актуально для нас? Какие движения сердечные происходят в нашем сердце после двух недель Великого поста? Что-то защемило, дрогнуло, просветилось? А если нет, появилась ли мысль о том, что не то что-то происходит, может, я что-то не так делаю? К сожалению, нет. Чаще всего как по накатанной, как по рельсам, мы катимся и катимся, постимся да постимся, молимся да молимся, читаем правило. Таким образом скоротаем дни – одну, вторую, семь Недель Великого поста, и Пасха будет, и все закончится.

Для Церкви Христовой учение о Фаворском Свете явилось очень знаменательным, потому что событие Преображения открывает важные стратегические моменты, которые нам необходимо соблюдать в своей жизни. Апостолы были со Христом на горе Фаворской и сподобились увидеть Фаворский Свет. Что стало причиной? Что произошло в жизни, в мироощущении, в естестве самих апостолов, если они сподобились особенного откровения от Господа, своими глазами увидели сияющий, все просвещающий свет?

Ученики находились со Христом постоянно, делили с Ним все тяготы и лишения Его служения. Это было нелегко. Мы знаем, что они терпели зной, голод и жажду. Им так порой хотелось есть, что, проходя засеянными полями, они руками растирали колосья и эти зерна ели. За смирение, за послушание, за желание постоянно быть со Христом они увидели Фаворский Свет. Но за этим Светом было явлено нечто большее. Поскольку за восемь дней до Преображения Господь сказал, что есть некоторые из стоящих здесь, которые, еще не вкусив смерти, увидят Царство Божие, пришедшее в силе (см.: Мк. 9, 1). И апостолы увидели.

И Святая Церковь призывает каждого из нас пребывать со Христом, исполнять Его святые заповеди и через исполнение заповедей открывать для себя этот лучезарный Божественный свет.

Мы часто уподобляемся человеку в футляре. Это человек, который очень долго зимой сидит в своей темной, сырой, грязной комнате, которая плохо отапливается, в которой дурно пахнет, стекла окон в этой комнате настолько закоптились, загрязнились, что солнечный свет еле-еле освещает ее. И человеку кажется, что если уж ему здесь, в доме, так плохо, то что ждать от улицы, ведь там же еще хуже. Но Таинство покаяния, к которому призывает нас Святая Церковь, прообразует генеральную уборку нашего дома: надо и стекла окон вымыть, и сами окна открыть. Как это приятно бывает по весне!

Нечто похожее должно происходить и в нашей духовной жизни. Эта генеральная уборка есть не что иное, как исполнение заповедей Христовых. Пока не начнешь делать, ничего не произойдет, ты будешь находиться в темноте, не сможет Солнце Правды тебя озарить, как бы Солнцу этого не хотелось: ты находишься вне досягаемости и, соответственно, никакого света не будет в твоей жизни.

В сегодняшний день Святая Церковь полагает нам чтение о расслабленном, которого четверо приносят на носилках и спускают к ногам Христовым (см.: Мк. 2, 1-12). Важный акцент в повествовании делается на том, что по вере одних Господь помогает другому. Вера этих людей действительно сдвигает горы, такую веру призываемся иметь и мы. Да, это непросто бывает в мире, который нас окружает, в той суете, в какой мы варимся.

Но посмотрим на решительность этих людей, их мужество, а самое главное, на их любовь и готовность к самопожертвованию ради болящего. Перед глазами множества людей – Христа окружала толпа, которая не могла войти в дом – они совершают с точки зрения мира нечто неудобоприемлемое: залезают на крышу чужого дома, вскрывают черепицу, раскапывают слой, который являлся утеплителем крыши, принося хозяину очевидный материальный ущерб. Но зато они добиваются своего: Господь исцеляет расслабленного.

Призывает ли здесь Святая Церковь кому-то материальный ущерб приносить? Да, призывает: самим себе. Надо периодически отказываться от своих греховных установок, не щадя себя в этом смысле, и несчастного больного человека, имя которому «я сам», приводить к ногам Христовым. И Господь, Который может все, обязательно исправит и сердце наше, и ум наш, и сделает нас достойными имени Его, достойными того, чтобы созерцать Фаворский Свет и жить в нем и им.

Когда этот луч Солнца Правды коснется нашего сердца, мы обязательно поймем, что нет ничего блаженнее в этом мире. И мы возблагодарим Церковь за учение, которое сегодняшним днем до нас Она доносит: Фаворский Свет есть дар благодати, пребывающий с истинными последователями Христовыми. А это значит, что, живя в этом мире, никто нас не может лишить возможности быть постоянно с этой Божественной силой, жить в ней и через это спасаться, и достигать вечного невечернего блаженного Царства. Все зависит только от нас.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста. 

 31.03.2024