Благодарим всех вас, дорогие братья и сестры, за соборную молитву в день родительской субботы. Эта суббота последняя в этом Великом посту, следующее заупокойное богослужение будет на Радоницу.

Перейдя середину поста, мы, молясь об упокоении наших усопших сродников, осознаем все больше и больше, что каждому из нас надлежит совершить это великое таинство. Современный человек, погруженный в суету, редко вспоминает об этом. А если какими-то обстоятельствами Господь напоминает, человек старается всячески сделать так, чтобы об этом поскорее забыть или забыться.

Но милость Божия заключается в том, что Святая Церковь постоянно, регулярно призывает нас на заупокойные богослужения. Богослужебные тексты, тексты келейных молитв, которые мы читаем, во многом концентрируют наше внимание на смерти, которая предстоит нам. Например, ложась спать, мы, указывая на свое ложе, произносим такие слова: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?».

Где-то интуитивно мы думаем: вот когда что-то серьезное, страшное случится в жизни и я вплотную пойду к осознанию того, что мне надлежит умереть, то обязательно начну готовиться как следует. Но так считать – очень серьезное заблуждение, ошибка или прелесть с духовной точки зрения.

Мы знаем, как по-разному уходят из этого мира люди. Одни уходят тихо, с блаженной улыбкой ни лице, в мире со всеми прочими людьми, которые их окружали. Мы говорим, что их взял к себе Господь, и знаем, что смерть этих людей наступила не внезапно для них – они готовились к ней всю жизнь. Это истинно, подлинно верующие и в каком-то смысле святые люди. Но как тяжело бывает человеку уходить, когда, например, внезапно обрушивается на него страшная смертельная болезнь, а он не готов. Что он переживает в такой момент, не описать словами.

Именно поэтому Святая Церковь регулярно призывает нас к службам заупокойным, чтобы мы, молясь о других, не забывали молиться и, самое главное, думать о себе. Покаянный канон, то есть правило, которое дано нам, чтобы правильно каяться, который каждый из нас регулярно читает, имеет много текстов о смерти или о том, что за ней будет. Всем нам знакомы слова: «Помышляю день страшный и плачусь деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя». Часто мы читаем их скороговоркой, совершенно не задумываясь о том, какие великие и важные слова произносим. Церковь призывает нас помышлять о том, что, когда придет День Страшный, нам придется что-то отвечать Священному Царю. А что мы сможем ответить, если абсолютно не готовимся к смерти?

Уже в силу этого мы должны быть благодарны Матери-Церкви за то, что она снова и снова пытается до нас донести эту мысль. Мысль о смерти не так проста к принятию, как кажется человеку.

Многие люди, уставшие от жизни, от трудных обстоятельств жизненных, часто на исповеди говорят: «Молюсь, чтобы Господь мне послал скорее смерть, уйти отсюда, все надоело, больше не могу». Это тоже прелесть, страшная прелесть. Одно из Евангельских событий нам об этом очень четко говорит. Когда Христос-Спаситель открыл Своим ученикам то, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много пострадать и быть убиту в конце концов, апостол Петр отвел Его в сторону и сказал: «Учитель, да не будет этого с Тобой».

Святые отцы, рассуждая над этим поступком апостола Петра, говорят, что Петру очень не хотелось умирать вместе со Христом, поскольку он понимал, что ему это предстоит сделать. До этого Петр исповедовал Христа Сыном Божиим, и это было по откровению. Но о том, что надлежит умереть, Петр откровения еще не получил, отсюда его поступок. Христос ему говорит очень суровые слова: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (см.: Мф. 16, 21-23).

Верующий человек нередко не готов думать о том, что есть Божеское и уготованное для нас, а хочет думать и думает постоянно только о том, что есть человеческое. Именно поэтому так неприятна для нас мысль о смерти. А рассуждать о том, что будет дальше, для нас вообще является запредельным. Вспомним слова премудрого Соломона: «Помни последние твоя и вовеки не согрешишь». Он же говорит: «День смерти лучше, чем день рождения», – но только для тех, кто к этому готовится.

В сегодняшний день родительской субботы, благодаря всех вас, дорогие братья и сестры, за соборную молитву, хочется пожелать, чтобы мы неленостно, не стесняясь в первую очередь себя, готовились к тому, что каждому из нас предстоит. Это дело Божие. Никому из нас его не избежать. Пройдет много или мало времени, и те слова, которые вкладывала в наш ум Святая Церковь: «Помышляю день страшный…», – сбудутся, и все мы окажемся там. И если мы будем внимательно прислушиваться к голосу Церкви и исполнять святые заповеди, то обязательно сможем оправдаться перед Праведным Судией, сможем сказать, по крайней мере, самое необходимое: «Помилуй нас!».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Субботу 4-й седмицы, Крестопоклонной. 

13.04.2024