Всех вас, дорогие братья и сестры, с Великой Средой!

В сегодняшней день мы совершили последнюю Литургию Преждеосвященных Даров, последнюю молитву преподобного Ефрема Сирина, умолкла псалтырь, упразднены земные поклоны, теперь они делаются только перед Святой Плащаницей. Все это совершается по причине величия тех дней, той духовной реальности, которая входит в нашу жизнь в виде Великого Четверга, Пятницы, Субботы и, конечно, праздника Святой Пасхи.

Великая Среда – это день, когда Святая Церковь вспоминает предательство Иуды, совет синедриона погубить Христа, а также Вифанское помазание, когда Господь был помазан Марией на вечери драгоценным миром (см.: Мк. 14, 3-9). Наблюдавшие за этим обрядом апостолы, в частности Иуда, не выдержав, спросили Христа: к чему такая трата? Скляница драгоценнейшего нарда, пистикийского мира, примерно 0,3 литра могла бы быть продана, по оценкам апостолов, за триста динариев – это по тем временам очень большая сумма. В пересчете на наши деньги, согласно прожиточному минимуму, стоимость этой бутылочки могла равняться приблизительно пяти миллионам рублей.

Иуда, который носил в ковчежце сбережения, постоянно опуская туда деньги, быстро оценил, сколько можно было бы еще положить, если бы Мария не разбила скляницу мира. Но, возможно, самое драгоценное, что было у семьи Марфы, Марии и Лазаря, было пущено в ход именно для того, чтобы помазать Христа. И Господь успокоил апостолов, сказав, что Мария приготовила Его на погребение. Он знает, что не будет никакой возможности совершить все положенное согласно обряду погребения у ветхозаветных иудеев.

Главный акцент делается Церковью в Великую Среду на предательстве Иуды. Как он созрел, как он дошел до этого – это великая тайна. Согласно Евангелию от Луки, на Тайной Вечери, когда Иуда вкусил евхаристический хлеб, в него вошел сатана – произошло нечто обратное, нечто страшное, то, что не должно было произойти, случилось. Святая Церковь предупреждает нас о том, что Иуда не во мгновение ока взял и изменил ход своих мыслей, совершил поворот на 180 градусов, нет.

В дни Своего земного служения Господь сначала издалека, потом более-менее внятно предупреждал Иуду, чтобы он отказался от злых намерений. Но Божественная любовь не может насиловать дух человеческий, запретить человеку что-либо делать, хотя мы знаем, что Господь Божественной силой многое мог сотворить. Но величие тайны свободной воли, с которой создал человека Господь, состоит в том, что Он не в праве ее упразднить.

Иуда, из раза в раз пренебрегая предупреждениями Христа и видя, что ничего с ним за это не происходит, созревал до предательства Богочеловека и в итоге его совершил. Возможно, он оправдывал свой поступок благими намерениями. Иуда мог питать иллюзии, что таким образом он подтолкнет Христа к тому необходимому действию, которого ждали от Него иудеи, когда Он вошел в Иерусалим как Царь, то есть начнет расправляться с представителями чужеземной власти, начав Свое победоносное, освободительное для иудеев шествие.

Но Господь пришел для другого, и план Иуды не сработал. А за этим планом стояло еще нечто большее: Иуда не только себе присваивал деньги, это лишь малость, но он присвоил себе первенство при Христе – самый высокий чин в том царстве Христовом, которое ожидал. Но это не помогло.

Святая Церковь, вводя нас в великие Страстные дни, призывает нас, имея перед собою пример Иуды, внимательно относиться к тем позывам совести, что мы испытываем, которые постоянно нам напоминают о том, что не надо так делать, что это грех, что потом возврата не будет. Церковь хочет, чтобы мы к ним прислушивались, не переступали порог своей совести, потому что небольшими шажками человек идет не только в рай, но и в ад. Господь говорит, что Царство Божие с усмотрением не приходит (см.: Лк. 17, 20-21). Но ведь и ад тоже не входит в душу с усмотрением: здесь себе позволил немного, там позволил немного, смотришь, вроде ничего, нормально, солнце светит, есть что покушать, Господь не трогает, значит, ничего страшного я не сделал – и решаешься на больший грех. Больший грех сделал, и снова, вроде бы, ничего не произошло.

Такими небольшими шажками человек подходит к пропасти, встает на грань между жизнью и смертью, но не физической, а духовной. И он переступает этот порог, совершая грех, пусть в глазах людей ничтожный и даже невидимый, но совесть человека знает, что свидетелем греха является Господь. Крохотульку себе попустив, человек иногда переходит точку невозврата. Ворота вечной блаженной жизни он закрыл для себя, поскольку предал Христа, поскольку знал, что нельзя это делать.

Святая Церковь просит нас посмотреть на страшную историю Иуды, потому что за этой историей открывается еще нечто другое. Апостолы любили Христа. И мы знаем, что Петр, предавший Христа, все-таки благодаря этой любви нашел в себе силы и покаялся, и получил прощение. А вот Иуда на место любви ко Христу поставил свое честолюбие, и поэтому не смог вернуться из пропасти отчаяния, хотя древнейшее церковное предание говорит о том, что Господь Иуде эту возможность представлял. Диавол овладел душой этого человека, и он уже был не в состоянии выйти из этого адского мрака.

Милостью Божией мы знаем все то, что произошло и что требуется от нас. Великая перед нами ответственность, как говорит Евангелие: «Раб, не знавший воли господина и не исполнивший, биен будет мало, а знавший и не исполнивший, биен будет много» (см.: Лк. 12, 47-48). Это важный тезис, с которым мы должны постоянно жить и над которым должны постоянно работать.

Дорогие братья и сестры, поздравляем всех с Великой Средой! Этим Великим Днем Господь, помазанный для погребения, открывает Свой путь на Голгофу, и Святая Церковь приглашает каждого из нас, сострадая Спасителю, созерцать Его подвиг нашего ради спасения.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Великую Среду.

 

01.05.2024