Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. Неделя о мытаре и фарисее. Собор святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с Собором святых новомучеников и исповедников Русской Церкви!

Современному человеку, когда он слышит о событиях после революции 1917 года, часто кажется, что это было неимоверно давно. Но не по причине того, что прошло много времени, пожилые люди с перспективы своего возраста понимают, что 50, 70, 100 лет – это немного, а из-за того, что мы сейчас находимся совершенно в другом измерении, информационном потоке, у нас другое мироощущение. И тот подвиг, который совершили новомученики, является чуждым и непонятным. И это самое страшное для наших душ.

Почему это происходит с нами? Какие выводы мы должны сделать из того, что тогда произошло? По какой причине грянул гром и не оказалось «громоотводов» у русской Церкви и отечества? Верующий человек должен обязательно задавать себе эти вопросы. Ответы на них лежат в глубинах душ человеческих, в той толще греха и страстей, которые, как плесень, покрывают душу и заставляют жить не так, как заповедовал Господь, а как человеку хочется.

Термин «самодержавие» в начале ХХ столетия многих заставлял думать, что все будет идти по накатанной до скончания века, так же благоденствовать будет человек на русской земле. И многое было верующим человеком оставлено, в том числе истинное, искреннее покаяние перед Богом. И когда покаяние и внутреннее делание были оставлены, а сохранилась только внешняя, помпезная, красивая, многих завораживающая форма, святые отцы забили тревогу. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил, что Церковь Русская уподобляется огромному кораблю, который несется по бушующим волнам, а Господь спит. Конечно, это образное выражение: спал на самом деле народ и Церковь Русская. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что современное ему монашество можно уподобить могучему красивому дубу, который сгнил изнутри, и ближайшая буря, если накатит вихрь, повалит его. И святой праведный Иоанн Кронштадтский бил тревогу, и другие. Святые отцы предупреждали, но люди не делали выводов.

И когда грянул страшный гром, в очень сложной ситуации оказались тысячи и миллионы людей. Но среди них нашлись сотни тысяч, которые, как бы встряхнувшись от многолетнего сна, испытав на себе эти «реанимационные меры», исповедали Христа, засвидетельствовали пролитием своей крови то, что они дорожат любовью Его и также хотят любить Его и быть вместе с Ним. И каждый из них пошел на свою личную голгофу, из которых сложилась большая русская Голгофа.

Причины катастрофы можно найти и в Божественном Откровении. В Священном Писании Ветхого Завета, в книге Второзаконие пророка Моисея мы находим предупреждение народу израильскому о том, что будет, если люди оставят Бога: наступят дни отмщения (см.: Вт. 28, 15-68). Об этом страшно читать. Как ни странно, дни отмщения, описанные пророком, очень похожи на многие события второй четверти ХХ века в нашем отечестве.

Кто в этом виноват? Есть такая пословица: за грехи правителей страдает народ, но есть и другая мудрость: правителя по грехам народа дает ему Бог. Поэтому все виновны в каком-то смысле. Но самое главное – делать выводы. Может быть, нам удастся в благоденствии скончить свои дни. А дальше что? Наша молодежь, маленькие дети, как мы заботимся об их воспитании в православной вере? Да, возможно, мы научили их крестить лбы, читать молитвословы, но речь сейчас не об этом. Печемся ли о самом главном, внутреннем, стержневом, о том, что является скрепой православия, а именно о покаянном делании? Чтобы хоть каким-то образом это отражалось в их умах и сердцах, чтобы они задумывались о том, что это важно, чтобы это было в их жизни. Маленькому ребенку, конечно, сложно объяснить, что это такое, но пусть он просто видит, что для родителей самым важным в жизни является православие, они не играют в него, а не могут без него жить. Пример родителей обязательно даст хорошие плоды.

А если мы пускаем все на самотек и думаем, что все само получится, то это наивная мечта.

Наверное, неслучайно память новомучеников и исповедников российских нередко совпадает с Неделей о мытаре и фарисее, когда мы рассуждаем о том, в чем добродетель мытаря и в чем грех фарисея (см.: Лк. 18, 10-14). Фарисейство – это одна из самых страшных бед, которой подвержены абсолютно все. Нет человека, который не знает по себе, что такое грех лицемерия. А Господь фарисейство отождествляет именно с этой страстью.

Опасность лицемерия заключается в том, что у человека под ее напором, постепенно вытравливается из души потребность в истинном, искреннем покаянии перед Богом. Человек позирует перед людьми – в обществе, в семье, самое страшное, конечно, в церкви. И постепенно он замечает, что людям это нравится и они принимают его за истинно верующего человека. Тогда лицемер начинает убеждать себя в том, что он этим поведением, то есть игрой в православного человека, на самом деле заслуживает внимания. Начинается деградация духа. И себя и других такой человек уверил в том, что он вполне нормален, ему нет нужды в особом исправлении, и тогда происходит самое опасное, что может быть в жизни: человек начинает верить то, что этой игрой в православие он угождает Богу.

В притче, которую приводит Христос, мы видим наглядный пример этому. Фарисей стоит и молится, говорит о себе самом, любуются самим собой, еще интуитивно радуется тому, что Бог, глядя на него, тоже им любуется. И это жуткое состояние, в которое нередко приходит дух верующего православного человека.

Святая Церковь, с одной стороны, прославляя святых новомучеников и исповедников российских, с другой стороны, говоря о страшной беде, которую несет фарисейство человеку, начинает готовить нас к Великому посту. Мы вспоминали мытаря Закхея неделю назад и сегодня опять вспоминаем мытаря, который, стоя при входе в собрание верующих, не смел даже глаза на небо поднять и говорил только: «Боже, милостив буди ко мне грешному».

Святая Церковь заповедует молитву мытаря читать постоянно, начинать и заканчивать ей день, постоянно вращать ее в своем уме, напитывая дух. Для чего? Чтобы человек пришел в осознание того, что перед Богом он ничто. И если есть дар спасения, то это дар от Бога по Его великой любви. Но принять дар, который дается человеку по любви, можно только ответной любовью. Тогда он действительно будет даром и человек испытает от этого дара великое счастье.

Осталось совсем немного до Великого поста и Святая Церковь пытается нас правильно расположить к тому, как мы должны это поприще проходить. Следующая седмица является сплошной, то есть в ней упразднены постные дни среда и пятница, и сделано это, чтобы заставить человека лишний раз задуматься о том, что не в этом православие и спасение – постишься ты или не постишься. Это лишь средство для стяжания дара благодати. Но спасение именно в том смирении, которое человек начинает испытывать от исполнения заповедей Божиих. И за это смирение Господь награждает человека великим даром благодати, который чувствуется сердцем через радость о Господе, когда человеку просто радостно от того, что есть Господь.

И хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы в грядущий пост и подготовительные Недели мы находили время и силы, не стеснялись рассуждать о том, какими мы должны быть, какими нас хочет видеть Господь и какие мы есть на самом деле. Чтобы то, о чем мы говорим, – радость к Богу и любовь к Нему – были не только на словах, но устремлением наших душ, чтобы согревались наши сердца и мы имели возможность прославить Господа не только устами, но и сердцами.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 34-ю по Пятидесятнице.

09.02.2020