Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Cвятителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Cвятителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем со вторым воскресным днем Великого поста!

Сегодня Святая Церковь прославляет святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, который жил и подвизался в XIV веке, который отстаивал православное учение о Божественной благодати. В XIV веке в западной церкви возник вопрос о том, что из себя представляет так называемый фаворский свет, то есть тот свет, которым на горе Фавор в дни Своего общественного служения перед учениками просветился Господь и Спаситель наш Иисус Христос (ср. Мф. 17, 1-3). И некоторые западные богословы решили, что речь должна идти о тварном свете, поскольку он был виден глазами апостолов.

Но, по большому счету, спор был не о природе этого света. По сути дела, спор шел между мироощущениями – рационалистическим и истинно православным, которое зиждется, базируется на вере человеческой. И великий подвижник и аскет, монах, святитель Григорий Палама, который имел также архиерейскую степень служения, стал на защиту православного вероучения о том, что свет фаворский есть не что иное, как Божественная благодать, иными словами, сама Божественная сила, а не нечто тварное.

Это очень важно было утвердить, потому что таким образом была засвидетельствована непреложная истина: поскольку Бог стал Человеком, соединив с Собою человеческое естество, то и человек в состоянии воспринять непосредственно своим естеством Бога, увидеть Его. Ветхий завет говорил о том, что нельзя увидеть Бога: Бог есть Дух. Но поскольку во Христе соединились два естества, Божеское и человеческое, неслитно, неизменно и в то же время нераздельно и неразлучно, то человеку открывается возможность увидеть, как Бог проявляется в этом мире.

Современный верующий человек должен стараться осознать, что богословский спор XIV века – это не что-то архаичное и ненужное, неактуальное. Каждому из нас дается знание о том, что Божественный свет, дар благодати разлит по всему творению во всем мироздании. С одной стороны, он находится в нем, с другой стороны, не сливается, не соединяется, не становится частью этого творения. Он, как солнце лучами, пронизывает всю вселенную, а значит, является доступным для человека. И для нас открывается еще одна важная истина: если Бог есть Жизнь, есть Источник жизни, то тайна существования творения Божия становится для нас в определенном смысле более понятной. Обращаясь к Духу Святому в молитве «Царю небесный»: «прииди и вселися в ны», – мы просим Его не только о том, чтобы жизнь Божественная была явлена вокруг нас, но чтобы она вошла в нас. И это стало возможным только после Святой Пятидесятницы, когда Спаситель совершил великое дело освобождения человеческого рода от проклятия, победил вечную смерть и ниспослал, как дыхание жизни, в сердце человеческое Бога Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни заключается в том, чтобы стяжать благодать Духа Святаго.

На каких путях это достигается, что должен делать человек, чтобы стать храмом для Бога Духа Святаго? Конечно, недостаточно, как это делали в свое время западные богословы, сидеть в кабинетах и рассуждать о том, что значит «Бог есть Дух» или «два естества во Христе». Самое главное, что Бог по Своим свойствам открывается человеку как Жизнь, как Свет и как Любовь, но Он выше и того, и другого, и третьего. А для того, чтобы эту Жизнь ухватить, чтобы этот Свет увидеть, человеку необходимо открыть свое сердце для Божественной любви. Святая Церковь говорила нам, говорит и будет говорить об одном: любовь Божия может открыться в наших сердцах исключительно от деятельной любви, исполнения заповедей Божиих по отношению к ближним.

И, наверное, неслучайно со второй Недели Великого поста, когда мы чествуем святителя Григория Паламу, вспоминая учение православной церкви о фаворском свете, Святая Церковь заповедует читать евангельский отрывок об исцелении расслабленного (см.: Мк. 2, 1-12). Четверо принесли больного к ногам Господа нашего Иисуса Христа, Который исцеляет этого человека, воздавая хвалу тем, кто его принес. Вот она, деятельная любовь. Эти люди не смущались теми обстоятельствами, в которых оказались. Во-первых, конечно, им было тяжело и непросто нести парализованного. Во-вторых, из-за многолюдства сложно было войти в дом, где находился Господь. И они придумали выход из положения: влезши на крышу, они разобрали ее и спустили к ногам Иисуса этого несчастного человека.

И Господь прославляет этих людей, похваляет за их веру, деятельную любовь. Эта любовь свидетельствовала о том, что перед ними не просто Бог Законодатель, но в первую очередь Бог Милосердие, Который обязательно откликнется на боль страждущего сердца. Святая Церковь призывает нас заботиться о ближних и говорит о том, что эта забота – не нужда ближних в нас, а наша собственная сердечная нужда, необходимая для нашего спасения. И если мы через деятельную любовь, направленную на помощь ближним, не откроем свои сердца для Бога, то не сможем и быть вместе с Ним.

Когда человек приступает к исполнению заповедей, выходя, условно говоря, из клетки, в которой он замкнут на себе, и начинает деятельно служить, то чувствует, как при созерцании человеческой боли начинает содрогаться его сердце, как оно начинает обливаться кровью, как оно начинает переживать за ближнего. И человек постепенно понимает, что счастье не в комфорте и уюте, не в устроенности и не в системе правильных мыслей, богословски выверенных, а исключительно в одном – когда ты отдаешь, а получающие от тебя испытывают счастье. Именно тогда человек открывает для себя Бога и наконец осознает, какое великое дело сделал Господь, когда взошел на Крест за каждого из нас, и очистил нас от греховной скверны, и открыл нам вечную блаженную жизнь.

Вторая Неделя Великого поста указывает, на что должен человек направлять свои усилия, начав поститься, чтобы не всуе был этот подвиг, чтобы человек не «развлекался» постом, молитвой, богослужением, участием в церковных Таинствах, ведь это все можно обратить именно в своего рода духовное развлечение. Но чтобы человек назидался, утверждался в том, что Бог есть Любовь и без этой Любви человеку в Царство Божие не войти.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хотелось бы пожелать каждому из нас, чтобы мы не занимались богословски-схоластическим изучением православного вероучения о спасении. От того, что мы знаем, не сдвинется с мертвой точки дело нашего спасения. Но необходимо, чтобы мы учились прикладывать эти важные церковные догматы непосредственно к нашей жизни, в которой находятся вместе с нами наши ближние. Тогда мы обязательно увидим, как в сердцах наших начинает сиять фаворский свет, освещая беспреткновенный путь в Царство Небесное.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю Великого поста. Cвятителя Григория Паламы,

архиепископа Фессалонитского. 

15.03.2020