Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 1-й седмицы Великого поста

Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 1-й седмицы Великого поста.

 

Всех вас поздравляем с первой субботой Великого поста, дорогие братья и сестры! Практически все сегодня причастились Святых Христовых Таин, поэтому поздравляем сердечно с принятием этой Великой Святыни, выше которой для верующего человека нет ничего на земле. Господь устроил это великое Таинство. В Евангелии мы находим немало слов Самой Воплотившейся Истины, Которая говорит нам о необходимости причащения Святых Тела и Крови Христовой.

 

В беседе с иудеями Господь, объясняя им то, что Он есть Хлеб Жизни, сказал: «Если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не можете наследовать жизнь вечную» (см: Ин. 6, 53-54). Эти слова не смогли уложиться в умах иудеев, они говорили между собой: «Какие странные слова Он говорит!» (см.: Ин. 6, 60). Слова эти показались странными не только иудеям, которые были враждебно настроены к Господу, но и ученикам Христовым. Ученики также подумали, что Учитель что-то ненормальное говорит и «идоша вспять от Него», как говорит Евангелие, и уже не ходили за Ним, потому что привыкли все воспринимать умом, а не сердцем (см.: Ин. 6, 66).

 

А вера Христова располагает нас к другому. Мы не знаем, как устроен человек, но мы можем свидетельствовать, что Бог по Своему всемогуществу может сделать все, что хочет, и не будет советоваться ни с кем из нас. И поэтому, если мы говорим, что Сам Бог стал Человеком и пришел для того, чтобы на понятном для человека языке объяснить, что нам необходимо сделать для спасения и наследования вечной блаженной жизни, а именно то, что если мы не будем есть Плоти и пить Его Крови, то не сможем наследовать жизнь вечную, значит, так оно и есть.

 

Очень важно для верующего человека понимать, что такое Причастие, потому что у каждого свои понятия об этом Таинстве. И даже в богословии не до конца все выяснено. Но единственное, что мы можем сказать, отправляясь от текстов Священного Писания, это то, что мы причащаемся Божеской Сущности в этом великом Таинстве, а поскольку Бог вечен, мы причащаемся блаженной вечности. Вечный Бог соединяется с нами, а значит, мы причащаемся навсегда этой блаженной вечности в каждом Причастии. Это самое главное для каждого из нас. Но грехи, которые мы совершаем, отлучают нас от этого.

 

В Послании к коринфянам апостол Павел говорит: «До тех пор пока едите Хлеб Сей и пьете Чашу Сию, смерть Господню возвещаете до тех пор, пока Он не приидет» (см.: 1 Кор. 11, 26). В этих словах зрится важное свидетельство того, что до скончания века, до второго пришествия будет совершаться Святая Евхаристия. Но как понять слова апостола Павла о том, что мы смерть Господню возвещаем, когда причащаемся? Как мы ее можем возвестить и кому? Ведь мы не декларируем всем вокруг о своем причастии, выйдя из храма. Апостол Павел на заре христианства предупреждает верующих, чтобы они причащались, испытывая себя и тщательно готовясь к тому, чтобы подойти к Святой Чаше. А что значит подготовиться? Это не просто вычитать необходимое правило, нет, надо внимательно проверить себя.

 

Когда священник выходит с Чашей, он читает молитву: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания дам Тебе, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Какую мы можем выдать тайну, кому мы можем дать лобызание, как Иуда? Иуда предал Христа, святые отцы говорят, что он предал Любовь, Которая распялась за него, простила ему его грехи, он Ее предал и попрал. Эта тайна любви ко Христу, пожалуй, самое главное, что в нашей жизни есть. Все движется исключительно этой любовью и тот, кто Божественную любовь предает, сознательно совершает грех, попирает святыню.

 

И поэтому, когда мы подходим к Чаше Господней, мы исповедуем, что причащаемся Его Тела и Крови во свидетельство того, что дорожим тем, что Она за нас пролита, что мы не можем допустить, чтобы Она пролилась напрасно. Мы, как бы сберегая Ее, принимаем в себя, причащаемся Ее, свидетельствуем о том, что для нас самый дорогой в жизни Человек – это Господь наш Иисус Христос, Который является Богом. Мы причащаемся в знак нашей благодарности за то, что Он сделал для нас, – вечную блаженную жизнь нам подарил.

 

В давние времена было установлено всеобщее причащение Святых Христовых Тайн в первую субботу Великого поста. Поэтому сегодняшний день для каждого из нас является очень важной вехой жизни и богослужебного года. Сегодня Святая Церковь также вспоминает Евангелие, где говорится о том, что Господь наш Иисус Христос исцелил в день субботний сухорукого (см.: Мф. 12, 9-13). А перед этим мы слышали о том, как Господь ответил иудеям и фарисеям на вопрос, почему ученики Его «востерзали класы» (колосья пшеницы или ржи) и ели в субботу (см.: Мк. 2, 23-28). О чем эти евангельские повествования?

 

Ученики Христа, которые были, по всей вероятности, постоянно голодными, постящимися в силу того, что не могли найти нормальной пищи, когда проходили засеянными полями, срывали зрелые колосья, растирали их руками и ели зерна. И фарисеи, которые цеплялись за каждую закорючку, обвиняли их в нарушении закона сразу по двум пунктам, потому что закон Моисеев запрещал в день субботний молоть пшеницу, а также приготавливать пищу, это был день покоя.

 

Господь в ответ привел в пример царя Давида с его свитой, который зашел однажды в дом первосвященника и ел хлебы предложения, которые никому не должно было есть. А затем очень важные слова Христос сказал своим недоброжелателям: «Сын Человеческий есть Господин и субботы». Этим Христос засвидетельствовал нечто важное: если закон, данный для помощи в достижении цели, делается вместо этого преградой на пути, Сам Законодатель вправе его отменить. Исцеляя же сухорукого человека в синагоге, Спаситель свидетельствует о том, что творить дела милосердия в день субботний есть заповедь Божия, которую мы должны исполнять.

 

Для каждого из нас это очень важно, потому что, попостившись неделю и войдя в определенный ритм поста, многие, возможно, начинают испытывать своего рода тщеславие и гордость от того, как у них хорошо все начало получаться. Главное здесь – не увлечься обрядом поста, не начать поститься ради того, чтобы поститься. Господь говорит, что пост – это только подспорье, чтобы делать дела милосердия, иными словами, любить своих ближних, помогать им, заботиться о них. Если пост встает преградой в том, чтобы оказать дело милосердия ближнему, его можно отложить, поступиться своими правилами и обрядами. И Господь за это нас не осудит.

Еще раз всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с принятием Святых Таин Христовых и желаем помощи Божией и доброго подвига в этот Великий пост, чтобы встретить достойно праздник светлого Христова Воскресения.

Помощи Божией! Храни вас Господь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в субботу 1-й седмицы Великого поста.

07.03.2020