Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. Нагорная проповедь. 

С воскресным днем, дорогие братья и сестры!

КлимовСегодня мы с вами слышали зачало из Евангелия от Луки, отрывок из так называемой Нагорной проповеди, когда Господь наш Иисус Христос учил народ и давал людям заповеди, без которых нельзя спастись (см.: Лк. 6, 31-36). Конец этого учения был Христом сведен к очень простым словам:  «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Господь поясняет Свои слова, говоря о том, что мы не должны уподобляться грешникам, которые могут любить тех, кто их любит, и могут давать в долг, потому что знают, что им этот долг возвратят. Он сказал, что необходимо быть милосердными, потому что и Отец наш Небесный милосерден.

С одной стороны, для верующего человека это очень понятные и простые слова. С другой стороны, из этих слов Христа открывается много важного и, может быть, даже неожиданного. Например, знаменательное свидетельство о том, что существует много разных видов «любви» в этом мире. Ведь и грешники любят. Тогда чем любовь истинная, которой Христос заповедует любить нам ближних и Бога, отличается от той любви, которой любят грешники?

Отличается исключительно одним – тем, что это любовь спасительная. Все остальные виды любви не могут доставить человеку вечной блаженной жизни.

Но проблема заключается в другом: сам человек в силу эгоизма, зацикленности на себе, своей самости, склонен идеализировать свою любовь и к Богу, и к ближнему. И даже если она, эта любовь, подобна той, которой любят грешники, человеку кажется, что все равно это любовь и через нее он может спастись. Но Господь говорит: ничего подобного. За такую любовь, которой любят грешники, благодать не дается человеку.

И что же тогда делать? С чего начинать? Вот простая заповедь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. О чем она? Человеку часто кажется, что это слова о том, что необходимо делать добро по отношению к ближнему. Вот я чего-то хочу в этой жизни и я знаю, что и мой ближний не может не хотеть чего-то, и на него я изливаю эти «ведра добра» в своем понимании. Но Господь от нас хочет более простого, а именно того, чтобы ближним по крайней мере не делать того зла, которого мы себе не желаем.

Вот находится рядом со мной ближний, который начинает меня раздражать, потому что он не так себя ведет, много чего не знает, много чего не умеет (речь не идет обязательно о церковной жизни или делах спасения). И Господь говорит: делай ближнему то, чего себе желаешь, – остановись в своем раздражении, осуждении, недовольстве, попробуй сделай так, как говорит заповедь: по-доброму посмотри на человека, прости его в сердце, помоги ему каким-то образом исправиться. Именно от наших кротких слов будет польза, так как сердце ближнего почувствует, что мы хотим ему добра, хотим ему помочь.

Почему об этом нужно обязательно говорить? Без этой милости и милосердия к ближнему невозможно человеку сердце свое приготовить к принятию дара спасения. Господь ведь неслучайно заканчивает Свое поучение словами: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден есть». Слово «милосердие» для многих из нас пустой звук: нам часто кажется, что очень просто заставить свое сердце сделаться милосердным. Но, обратившись к греческому тексту Евангелия, мы увидим, что слова Христа о милосердии могут быть также переведены следующим образом: «Будьте сострадательны, как и Отец ваш Небесный сострадателен есть ко всем людям».

Именно в этом смысле мы должны говорить о том, что все христианство, все, для чего мы приходим в храм, – участие в церковных таинствах, дела благочестия, спасительные подвиги церковные – должно нами направляться исключительно на то, чтобы стяжать этот дух сострадания по отношению к ближним. В этом наша собственная нужда. Если этого духа мы не стяжем, если мы не перешагнем через себя, если мы не уничтожим в себе этого ветхозаветного человека с его сознанием «око за око, зуб за зуб», то не будет никакого спасения или, говоря словами Христа, никакой благодати. Спасение будет закрыто для нас.

В этом смысле мы и должны подвизаться – исправить свои сердца, просветить свои умы, сделаться сострадательными по отношению к кому бы то ни было. Но нельзя ведь просто захотеть и сказать: завтра я просыпаюсь и становлюсь сострадательным и милующим всех, так не получится. Нужно с чего-то начать, какую-то отправную точку найти, чтобы убедить себя, что я в этом нуждаюсь.

Господь дает нам эту отправную точку. В Евангелии мы читаем Его слова: «Любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, давайте в заем, то есть в долг, не ожидая получить от человека что-то обратно, тогда будет вам награда великая, тогда будете сынами Всевышнего». Вот отправная точка.

Только осознание того, что я не могу любить своего врага, не могу дать в долг тому, кто мне не отдаст, не могу молиться за ненавидящего меня и благотворить обижающим меня, является важнейшим и мощнейшим толчком к моему покаянию. Потому что я тогда должен восстенать ко Господу и сказать: «Я не могу, Господи, помилуй меня, помоги мне стать таким, каким Ты хочешь, чтобы я был, чтобы спастись». И тогда осознание необходимости в помощи свыше в деле моего исправления и начнет сотворять из меня истинно верующего человека, имя которому христианин.

Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы постоянно помнили об этом золотом правиле спасения, которое обозначил для нас Христос: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. Нагорная проповедь.

 

13.10.2019