Проповедь протоиерея Георгия Климова в Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!

Это особый день в общественном служении нашего Спасителя, когда Господь явил Свою славу перед учениками. Накануне Он сказал им, что «есть некоторые, стоящие здесь, которые узрят Сына Человеческого, пришедшего во славе Небесной» (см.: Мф. 16, 28), и явил эту славу на Фаворской горе для избранных апостолов, любимых учеников – Петра, Иакова и Иоанна.

Евангелие от Луки говорит, что Господь пошел на гору помолиться и в тот момент, когда молился, преобразился пред Своими учениками (см.: Мф. 17, 1-9). Ученики спали в изнеможении, но, осиянные славой Божией, Божественной благодатью, они проснулись и ощутили себя находящимися в раю, в Царстве Божием. Действительно явилось то Царство Божие, о котором говорил Господь совсем незадолго до этого. И сердцем вкусив благодать и сладость этого Фаворского Света, апостол Петр от лица всех апостолов сказал: «Как хорошо нам здесь быть!». А чтобы продлить этот момент, пребывать как можно дольше во вкушении радости и сладости, он предложил сделать три сени, три кущи для Господа, Моисея и Илии, чтобы остаться на Фаворской горе, если можно, навсегда.

Для каждого из нас день Преображения – это особый день, когда тексты молитвословий, песнопений буквально пронизаны этим Фаворским нетварным Светом, когда все наше естество ликует от мысленного созерцания того, что нам предлагает узреть в этом празднике Святая Церковь. А предлагает она нам ни много ни мало – засвидетельствовать перед самими собой о той славе, к которой призван каждый из нас.

Поставим логичный вопрос: почему Христос взял на гору Фавор только трех избранных апостолов, а других не взял? По мнению толкователей, не все были способны узреть этот Свет, не все были подготовлены к тому, чтобы он открылся для них. Иными словами, творение Божие пронизано этим Светом постоянно, он всегда присутствует вокруг нас и пронизывает нас. Но видим мы его или не видим, способны мы его узреть или неспособны? И вот вопрос: что нужно сделать человеку, чтобы стать способным этот Свет для себя открыть? Ведь если он откроется для здесь еще живущих, тогда вопросы о том, какое оно, Царство Божие, и стоит ли туда идти, отпадут.

Писание говорит, что Господь молился на Фаворской горе не просто о чем-то абстрактном, но о Своем исходе, который намеревался совершить в Иерусалиме. И Моисей и Илия, явившиеся Ему, тоже говорили с Ним об этом, ведь Господь пришел на землю спасти человеческий род, пришел для того, чтобы «положить душу Свою за други Своя» (см.: Ин. 15, 13).

Это первые и важные уроки и моменты, которые открывает нам Священное Писание: только на путях жертвенной любви к своим ближним и истинной молитвы, то есть молитвы об их спасении, открывается нам Фаворский Свет. Он способен тогда не только дать нам возможность его узреть, но и самим преобразиться.

Человек, призванный к счастью, интуитивно чувствует в себе эту потребность преображения постоянно, ведь все, что мы делаем во внешнем мире для себя, по сути дела, попытка преобразиться – хорошо одеться, хорошо выглядеть, хорошо жить, стать лучше, красивее. И ошибка заключается часто не в том, что мы во вне где-то все это ищем, нет. А именно во внутреннем посыле, который мы имеем в себе. Нам кажется, что мы идем по пути преображения, но хотим это сделать за счет других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди преображались, были чище и праведней, чем есть на самом деле. Но забываем о работе над собой, над своей душой.

Священное Писание свидетельствует, что апостолы узрели Фаворский Свет не потому, что осуждали фарисеев, саддукеев или книжников, или кого-то еще из людей, которые искали от Господа одного телесного и плотского вспоможения, нет. Они способными стали узреть Свет, потому что в течение двух лет безропотно, смиренно совершали тяжелейшее служение, которое совершал и Господь. Ученики часто не имели даже возможности нормально питаться (иногда они вынуждены были растирать руками колосья хлеба, чтобы что-то поесть) (ср. Мф. 12, 1). Они не ходили в красивых одеждах, они в изнеможении засыпали, как только можно было отдохнуть от трудов, как и случилось на Фаворской горе.

Но все это дало им возможность исповедать Иисуса Христом, Сыном Божиим. С одной стороны, за смирение, с другой стороны, за способность через это смирение получить откровение от Бога о том, что Иисус есть истинный Спаситель мира и Богочеловек,  носитель Божеского естества, Господь дает им вкусить эту сладость.

Сегодняшний праздник призывает каждого из нас печься и заботиться исключительно о себе, о том, чтобы мы были способны узреть Фаворский Свет. Когда нам Господь даст эту возможность, мы не знаем, но важно, чтобы мы старались ее заслужить через смирение наше, через покаяние, через попытку стать более чистыми пред Господом и, самое главное, истинно любящими ближних. Если будет так, то, быть может, и мы некогда сможем вместе с апостолом Петром произнести те дивные слова, которых, наверное, нет лучше на земле: «Господи, хорошо нам здесь быть, быть в славе Твоей, быть в благодати Твоей, быть с Тобою».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

19.08.2020