Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

КлимовВсех вас, дорогие, братья и сестры, с памятью двух великих угодников Божиих древнейшей апостольской Церкви и Церкви русской: апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Когда мы прославляем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, то верующему человеку, прожившему жизнь в Церкви, сразу хочется добавить: апостол любви. Мы знаем, что как никто другой апостол Иоанн Богослов показал всему миру, всему человечеству, какую любовь имеет, с одной стороны, Бог по отношению к человеку, с другой стороны, какую любовь может иметь человек к Богу. Он сам засвидетельствовал это.

Об Иоанне Богослове мы можем найти немало чтений в Евангелии, но сегодня Церковь Святая предлагает нам очень важное евангельское зачало (см.: Ин. 19, 25-27). Мы с вами слышим о том, что, когда Господь был распят на Кресте, Иоанн, единственный из апостолов, стоял возле Креста вместе с Божией Матерью. И в последние минуты земной жизни Господа любимый ученик услышал от Него слова о том, что Божия Матерь дается ему на поруки, чтобы он ухаживал за Ней, поскольку истинный Сын Богородицы распинается. И Божией Матери был Господом усыновлен Иоанн Богослов.

Церковь нам дает этот отрывок по одной очень важной причине: она хочет сказать нам о том, что истинная любовь не знает никаких преград, не знает никакого страха, она, как говорят часто в Церкви, крепче, чем смерть. И если прочие апостолы, мы знаем, клялись Господу о том, что они даже до смерти пойдут за Ним, но когда пришло страшное время испытаний, они все разбежались и попрятались, то Иоанн Богослов пошел до самого конца, и был при Кресте, и был при погребении, засвидетельствовав, что любовь истинная ничего не боится.

Мы также, знаем что и Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, был удивительным светильником Божиим. И когда Церковь должна была решить, кого поставить во главе Православия Русского, то выбор удивительным образом, по изволению Духа Святаго, через молитву Собора Поместного, через жребий выпал на святителя Тихона (Белавина). В Церкви в то время было три кандидата на патриарший престол, одного называли самым умным, другого самым строгим, а третьего самым добрым. Господь распорядился, предвидя скорби и страшные времена, поломанные судьбы людей, опасности, которые грядут на русскую землю, выбрать самого доброго, потому что иначе было не выстоять Русскому Православию. И был назначен святитель Тихон, патриарх Всероссийский, который всею своею жизнью свидетельствовал об искренней любви и к Богу, и к ближним своим.

Милостью Божией, удивительным стечением обстоятельств, хотя, конечно, у Бога не бывает ничего случайного, мы в один день, 9 октября по новому стилю, прославляем и Иоанна Богослова, и святителя Тихона. И через это зрится еще одна очень важная вещь для каждого из нас. Недостаточно человеку говорить о том, что он любит Бога, любит ближнего, ведь чаще всего за такой любовью к Богу и ближнему на словах скрывается исключительно любовь человека к себе самому.

Иоанн Богослов на закате своей жизни, обращаясь к братьям, к епископам Ефесским, которые его окружали, повторял только одно: «Братия, да любите друг друга». Он хотел сказать этим, что любовь к Богу не может быть только на словах, она не может быть только в душе. Как часто люди любят говорить, что Бог у них в душе. Но любовь к Богу должна иметь всегда свидетельство через внешние дела, через любовь к ближним. И эту любовь показывает нам святитель Тихон, патриарх Всероссийский.

В послании апостола Иоанна Богослова мы читаем: «Тот, кто говорит, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжец есть. Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь ближнего,  который страдает рядом с тобою?» (см.: 1 Ин. 4, 20). Пожалуй, самое главное, что Церковь заповедует верующему человеку, это деятельная любовь по отношению к ближнему.

Но когда мы говорим об этом, то под словом «ближний» должны понимать в первую очередь не тех дальних, которых нам очень легко любить на расстоянии, нет. Наши ближние – это окружающие нас, находящиеся у нас под боком люди, с которыми мы проводим больше всего времени нашей жизни, которые иногда, как нам кажется, мешают нам жить, не дают нам жить нормально, вызывают в нас своими грехами злобу, раздражительность, осуждение, недовольство. Но если это так, то можно поставить вопрос: любим ли мы их?

Возможно, кто-то скажет: ну не любим, ну и что, они ведь нас тоже не любят. Но дело ведь в другом. Ведь мы христиане, носим имя Христово. Иоанн Богослов заповедует: да любите друг друга. А Господь в Евангелии говорит такие слова: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Ведь заповедь Божия как раз о любви к ближним своим. И если мы не любим и не пытаемся сделать над собою усилие возлюбить наших ближних, то, конечно, грош нам цена, какие мы христиане, мы только по названию таковыми являемся.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, будем молиться и апостолу-евангелисту Иоанну Богослову и святителю Тихону, патриарху Всероссийскому, чтобы они своим предстательством у престола Господа Славы, своею молитвою ниспосылали нам дар благодати Духа Святаго, дар, который бы укреплял нас в самом главном нашем жизненном делании – умении любить Бога и ближних.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Праздник Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. 

 

09.10.2019