Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. Евангелие о чудесной ловле рыб.

КлимовВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем! Благодарим вас также за ваше участие в молитве о нашей воскресной школе, мы просим Господа о благословении этого великого, нужного и непростого дела.

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское зачало о ловле рыб из Евангелия от Луки (см.: Лк. 5, 1-11). Господь наш Иисус Христос попросил апостола Петра предоставить Ему лодку и немного отплыть от берега, чтобы все люди, находящиеся на берегу Галилейского озера, могли Его видеть. Было раннее утро, и Господь произносил учение, которое просветило умы и согрело сердца этих людей, сподвигло их жить по заповедям Божиим, быть послушными голосу Божию.

А после Господь попросил апостола Петра отплыть на глубину и закинуть сети. Апостол Петр и прочие ученики были опытными рыбаками. Они трудились всю ночь и ничего не поймали. Казалось бы, по логике человеческого рассуждения, апостол Петр должен был сказать: если ночью я ничего не поймал, тем более сейчас закидывать сети абсурдно и безумно. Но Петр, просвещенным умом и сердцем, согретым Божественной Любовью, сказал: «По слову Твоему, Господи, сделаю так, как Ты велишь».

Они отплывают на глубину и ставят сети, в которые попадает столько рыбы, что она не умещается в лодке апостолов Петра и Андрея. И тогда Петр, ошеломленный увиденным – никогда в жизни он и представить не мог, что столько рыбы можно поймать, да еще в такое время – потерявший дар речи, руками машет находящимся вдалеке Иоанну и Иакову и просит их помочь эту рыбу вытащить. Евангелие говорит, что обе лодки еле-еле доплывают до берега: они буквально тонут под тяжестью пойманной рыбы. Апостол Петр в этот момент припадает к ногам Христа и говорит: «Господи, выйди от меня, я человек грешный».

Это пример для подражания каждому верующему человеку. Не в прямом смысле, конечно, а в переносном:  здесь речь о нашем мироощущении, о том нашем расположении по отношению к Богу, в которое мы должны себя постоянно ставить. Нередко бывает так, что человек, встав на молитву, внутренне надмевается теми подвигами благочестия, которые он успел совершить, а чаще всего, которые он только намеревается сделать ради того, чтобы Господь ему что-то дал, и начинает что-то у Господа просить с чувством, что он имеет на это полное право.

А здесь мы видим совсем другое. С одной стороны, апостол Петр исповедует свою немощь и смирение, говоря, что он человек грешный, и просит выйти от него Господа, потому что он недостоин находиться рядом с Ним, предстоять пред Ним. А с другой стороны, апостол Петр свидетельствует о своем величайшем послушании, а значит, снова о смирении, потому что по послушанию исключительно, вопреки здравому смыслу закидывает сеть. По послушанию и бессловесная природа подчиняется безгласному повелению своего Творца: огромная стая рыб входит в сети.

И когда мы встаем на молитву и читаем, обращаясь к Духу Божию: «Прииди и вселися в ны», – мы должны понимать, какую ответственность на себя берем и какую дерзость иногда проявляем, когда совершенно бездумно, скороговоркой, всуе произносим эти великие и страшные слова.

Как же расположиться к тому, чтобы быть достойным, послушным и смиренным?

Мы видим, что иногда Господь являет Свою благость и милость вопреки человеческим рассуждениям. Для современного человека, который редко бывает по-настоящему физически уставшим или голодным, не всегда очевидно, что апостолы почти постоянно чувствовали утомление от зноя, долгой дороги, трудов, голод и жажду. Евангелие, например, упоминает о том, что ученики с удовольствием готовы были сорвать несколько колосков пшеницы, чтобы хоть немного утолить голод (см.: Мф. 12, 1).

Мы должны научиться читать между строк Священное Писание, чтобы видеть в нем важные свидетельства. Например, апостолы трудились всю ночь и ничего не поймали. После ночного бесплодного труда они были очень уставшие и опечаленные: им нечего будет есть. Но несмотря на уныние и смертельную усталость, когда Христос говорит закинуть снова сети, апостол Петр отвечает: «По глаголу Твоему, Господи, сделаю».

Для каждого из нас это очень важно. Нередко Господь именно в крайних ситуациях хочет проверить нашу преданность Ему и нашу к Нему любовь: когда мы в изнеможении падаем, когда нам уже ничего не хочется, когда мы изверились в том, что может прийти от Господа какая-то помощь. Мы своими человеческими силами надеялись все исправить, думая, что где-то близ Господь. Конечно, Он близко, но Он смотрит на наше сердце, на наше переживание по отношению к Нему.  И до тех пока мы находимся с Ним в состоянии духовного торга – я сделаю что-то для Тебя, Господи, а Ты сделай для меня что-то – Он будет далек от нас.

Душа приходит в смирение, когда человек готов проявить послушание, и чаще всего по причине того, что больше ничего не остается делать – все человеческие способы достижения цели исчерпаны. Мы видим вдруг, что все идет как по маслу. Благословляет Господь – и сразу все встает на свои места.

И поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, обратим внимание на эти слова Евангелия, которые произносит апостол Петр: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный». Не будем их стесняться, будем почаще от своего имени перед Господом их произносить, напишем их на скрижалях сердечных. И тогда обязательно будет исправляться наша жизнь. И тогда просимое, чего мы чаем и без чего не можем жить, обязательно подаст Господь. Он может все, даже вопреки нашему мнению, что Он чего-то не может.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 16-ю по Пятидесятнице.

 

06.10.2019