Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование о десяти прокаженных (см.: Лк. 17, 12-19). Все мы знаем этот отрывок, поскольку он читается при совершении благодарственных молебнов.

Благодарность, как известно, есть проявление сердечной любви к тому, кого ты благодаришь, поэтому, если нет любви, очень сложно бывает человеку быть благодарным. А можно ли, работая над собой, стать благодарным? Ведь нельзя заставить себя кого-то любить. Это тема является краеугольной в деле нашего спасения. Неслучайно в сегодняшнем Евангелии Христос отмечает иноплеменника-самарянина, который единственный возблагодарил Господа и услышал от Него слова: «Вера твоя спасла тебя».

Но почему же Господь благодарность отождествил с верою?

Сделаем краткое отступление. Евангелист Лука, обращаясь в начале своего Евангелия к державнейшему Феофилу, говорит о том, что он, все тщательно исследовав, хочет предложить ему твердое основание того учения, в котором тот был наставлен (см.: Лк. 1, 1-4). А это значит, что в третьем Евангелии события не просто идут одно за другим, как мы иногда их воспринимаем, но они тесно взаимосвязаны между собой: объясняют и раскрывают друг друга.

Примечательно, что в 17-ой главе Евангелия от Луки чуду исцеления десяти прокаженных мужей предшествует следующее.

Сначала апостолы обращаются ко Христу со словами: «Прибавь нам веры». Он им на это ответит: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (см.: Лк. 17, 5-6). Что этим хотел сказать Господь? То, что прибавить или убавить веру в каком-то смысле невозможно: или она есть, или ее нет. Даже будучи с горчичное зерно, она настолько сильна, что способна передвигать горы.

После Христос, обратившись к ученикам, скажет: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, когда тот вернется с поля, скажет ему: садись, ешь и отдыхай? Не скажет ли он ему: накрой на стол и служи мне за трапезой? Только после этого раб может сам поесть и попить». И дальше Господь добавит: «Станет ли господин благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (см.: Лк. 17, 7-10).

Через притчу о пашущем рабе Христос хочет сказать: истинно верующий в Него должен иметь подлинное смирение и только через это он сможет приобщиться к вечной блаженной жизни. Однако возможность войти в Царство Небесное не заслуга раба. Его заслуга заключается в одном – он согласился быть рабом Господина, который эту вечную жизнь ему может гарантировать, обеспечить. И за это раб должен быть Господину благодарным. И вот после этого приводится пример истинной благодарности, которую являет самарянин.

Итак, получается следующее: показателем того, есть ли в нас вера или нет, с одной стороны, является смирение, которое всегда ставит человека перед Богом на истинное место, положенное ему. С другой стороны, в каких бы тяжких обстоятельствах человек ни находился, память о вечной блаженной жизни, которую приносит ему Господь, не может, независимо от обстоятельств жизни, не вызывать в нем чувства искренней благодарности.

После события исцеления прокаженных ко Христу подойдут фарисеи и спросят: «Когда придет Царствие Божие (на языке фарисеев Царство Мессии)?». Фарисеи, надеявшиеся на спасение через обряд, то есть через исполнение внешних действий, все время сомневались, может ли Сын плотника открыть Царство Божие, и ставили на вид Господу то, что Он на это не способен. На это Христос ответит: «Не придет Царствие Божие приметным образом (а дословно в подлиннике: Царство Божие нельзя внешне наблюдать), и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (см.: Лк. 17, 20-23).

И еще Господь добавит: «Подобно тому как в дни Ноя люди ели, пили, женились, выходили замуж до тех пор, пока не пришел потоп и не потопил всех, так будет и в дни Сына Человеческого… Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели или двое будут молоть, но один возьмется, а другой оставится» (ср.: Лк. 17, 26-36).

Всем этим Христос свидетельствует, что внешних признаков Царствия Божия искать не следует, необходимо работать над внутренним преображением своей души. Только внутренний свет, озаряющий ум и сердце, который дает силы независимо от жизненных обстоятельств и скорбей благодарить Господа, есть тот истинный критерий, который гарантирует человеку надежду на спасение. Внешние признаки, могущие ввести в заблуждение, очень опасны и в глазах Божиих ничего не значат. (Для сравнения вспомним слова Христа: Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15).

Нам очень просто определить, имеем ли мы благодарность в сердце к Богу за дар спасения или мы любим только себя: благодарность или любовь ни с чем не перепутаешь – так Богом устроен человек. Если благодарность есть, можно смело утверждать, что есть и ВЕРА. Если благодарности нет, наверное, лучше не строить иллюзий насчет своего православия, лучше пахать, как раб из притчи, выполняя свою работу, неся свой крест, и через это смиряться. Только так в наших головах и сердцах все встанет на свои места, только через это мы сможем услышать вместе с исцеленным самарянином блаженные слова Христа: «Вера твоя спасла тебя».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 28-ю по Пятидесятнице.

20.12.2020