Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Собор 70-ти апостолов

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!

Сегодняшний день именуется Неделей перед Просвещением, поскольку он выпадает перед праздником Святого Крещения. Святая Церковь, готовя нас к этому торжеству, предлагает нашему вниманию евангельское зачало о проповеди Иоанна Крестителя, о том, как этот великий пророк готовил народ израильский к принятию истинного и обетованного Мессии.

Первая глава Евангелия от Марка начинается со слов: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия», – а потом идет повествование о проповеди Иоанна (см.: Мк. 1, 1-8). Таким образом, началом нашего спасения явилась проповедь о покаянии, которую каждый желающий поверить во Христа должен принять.

Один из великих подвижников благочестия последних времен, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что вера человека во Христа начинается не от высокого богословия, а от осознания собственной греховности. Человек, не осознающий свою греховность, не может принять Христа, не может усвоиться Ему. Но почему же для всего этого необходимо покаяние?

Человек имеет тело и душу. Заботясь о своем теле, он обязан в том числе его питать и мыть. Если он не будет иметь попечения об этом, тело начнет болеть и рано или поздно погибнет.

Точно так же до́лжно заботиться и о своей душе. Если не омывать свою душу духовною банею, как мы называем Таинство покаяния, если не питать ее словом Божиим и Таинствами церковными, то и она придет в состояние нечувствия, ее как будто не будет. Душа перестанет чувствовать не только духовный свет, но и саму себя. И тогда сбудутся слова пророка Давида, который говорит в псалме: «Человек в чести сый, не разуме́, приложи́ся скотом несмысленным и уподобися им» (см.: Пс. 43, 13). Но по милости Божией для каждого верующего человека открыто Таинство покаяния.

Сегодня мы также чествуем собор 70 апостолов. Выше, чем апостольское служение, в мире ничего не было и не будет. Ученики Христовы, будучи посылаемы на проповедь, получали от Него по человеческому разумению достаточно необычные заповеди.

Господь им сказал: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (см.: Лк. 10, 3). Таким образом, Он заповедал апостолам не иметь мстительности за те наветы и обиды, которые будут приносить им люди. Дальше Христос сказал: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви» (см.: Лк. 10, 4). А это все было сказано для того, чтобы ученики не пеклись о житейских нуждах.

Тем самым Христос свидетельствовал, что за проповедью апостольской будет стоять Он Сам, будет ими руководить, будет всегда помогать им. И апостолы пошли в мир и проповедовали Евангелие всему творению. И мы видим, что они смогли действительно, будучи как агнцы среди волков, привести рано или поздно всю вселенную к подножию Креста Христова. И некогда греко-римская империя превратилась в  империю христианскую.

Конечно, апостолы перво-наперво проповедовали учение о покаянии. Но задумаемся: о чем они должны были говорить людям, которые не знали Единого Истинного Бога? Помимо того, что человек призван к вечной блаженной жизни, людям нужно было открыть, что эта вечная блаженная жизнь гарантируется только одним – соединением человека с вечным Богом или, говоря языком Библии, познанием Его. Но это познание возможно только через веру. А истинная вера, как было сказано, возможна только для человека кающегося, то есть пытающегося изменить себя, просветить себя.

В каком же смысле от покаяния просвещаются человеческий ум и сердце? Человеку открывается то, что, к сожалению, он замкнут на себе, любит себя. А любя себя, нельзя полюбить Бога, довериться Ему, принять то откровение, которое Он, распинаясь за каждого из нас, приносит. Задача апостолов была сложнейшей: открыв эти евангельские истины, на которых стоит вечное спасение, расположить человечество к их принятию.

И в сегодняшний день, в преддверии праздника святого Богоявления или Просвещения, каждому из нас хочется пожелать, чтобы мы, неленостно подвизаясь в деле своего спасения, краеугольным камнем своего делания имели необходимость истинного покаяния – постоянного изменения себя. Отказавшись от любви к себе, сделаем так, чтобы Христос был в центре нашей жизни, чтобы любовь к Нему была главным движущим началом всего того, что мы делаем в этом мире.

Тогда воистину просветятся наши умы и согреются наши сердца, тогда учение о вечном спасении будет не просто благочестивым рассказом на страницах Евангелия, а откроется для нас как истинная реальность.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 32-ю по Пятидесятнице,

пред Богоявлением.

17.01.2021