Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице. Христос и богатый юноша

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью святых преподобных схимонахов Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Когда мы прославляем семью, когда мы прославляем чету супругов, для каждого верующего человека это всегда стимул прожить свою жизнь так же, как сделали это святые угодники Божии. Преподобные Кирилл и Мария являются покровителями православных семейств, поскольку в своей жизни они воплотили идеал жизни христовой, проявив высшую любовь и к Богу, и к друг другу, и к ближним своим. И свидетельством того, что этот идеал был воплощен в жизнь, является преподобный Сергий Радонежский – их сын, Игумен Русской Земли.

В наше время, когда колеблются, рассыпаются, рушатся семейные устои, по милости Божией у каждого из нас всегда есть возможность молиться преподобным Кириллу и Марии Радонежским, преподобному Сергию, чтобы то основное, через что человек приходит в мир, – семья как малая Церковь – были и у нас. Если не будет этого, все остальное, возможно, будет ничего не значащим и ни к чему не приводящим.

А к чему должна приводить православная семья? Во что должны вводить нас начала жизни православной?

Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос беседовал с одним богатым юношей, который, подойдя к Нему, спросил, что нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь (см.: Мф. 19, 16-26). Юноша обратился ко Христу со словами «Учитель благий». Но на это Христос ответил: «Что ты называешь Меня благим, никто же благ, только один Бог». А дальше Иисус сказал: «Соблюдай заповеди». И, по сути дела, Господь перечислил те заповеди, которые не мог не знать этот человек, ведь это были десять заповедей Моисея.

Но поскольку Христос сказал, что человеку необходимо исполнять заповеди Божии, а Бог благ, становится понятным, что исполнение заповедей, данных благим Богом, может привести только к святости. Но юноша, подошедший ко Христу, видимо, себя таковым не чувствовал, хотя заповеди исполнял.

И вот первый вопрос: почему от исполнения заповедей он не пришел в такое состояние, в котором должен был испытать благость Божию? Какое-то чувство глубиннейшего неудовлетворения мучало этого человека, и он обратился ко Христу с просьбой помочь ему, наставить на путь истинный. Что еще он может сделать? Тогда Господь ответил: «Одного тебе недостает». Но, по сути дела, конечно, самого главного. И Христос говорит: «Пойди, продай имение твое, все раздай нищим, возьми крест свой и следуй за Мной – и будешь иметь сокровище на Небесах».

В этих словах Христа содержится для нас очень важное утверждение: чтобы наследовать вечную жизнь, человек должен постараться во что бы то ни стало еще здесь, на земле, сделать своим сокровищем Небо, сделать своим сокровищем Бога и вечную блаженную жизнь. Христос говорит: если ты хочешь, чтобы сокровищем твоим стало Небо, переселилось туда твое сердце, пока ты жив на земле, а потом ты сам туда отправился, отрешись от всего, сделай так, чтобы ничего абсолютно из земного не представляло для тебя истинной ценности. Более того, ты должен взять свой крест и пойти вслед за Мной.

И мы понимаем, что нельзя свой крест взять, поносить немного, потом где-то, оставив, положить и жить дальше. Тот, кто берет крест и идет вслед за Христом, знает, что он может идти только на свою личную голгофу. Крест несется только туда. И Христос говорит: если хочешь иметь вечную жизнь, бери крест и иди туда… а там будет смерть.

А вот за смертью воссияет жизнь, но только при одном условии: если соблюдать заповеди благого Бога, простейшие заповеди, которые, как сказали еще в древности святые отцы, написаны на скрижалях сердца каждого человека, пришедшего в мир, вне зависимости от того, крещен он или не крещен, верующий он или неверующий. Это естественные законы нравственности: чти отца и мать, не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй. Исполнение заповедей принесет нужный плод для твоего сердца.

Так что же должно происходить от того, что мы исполняем заповеди Божии, и почему это не происходит? После диалога Христа с юношей к Нему подошли, согласно одному Евангелию, апостолы, согласно другому, окружавшие Его люди и с недоумением, с ужасом спросили: «Господи, кто же может спастись?». Но на это ответил Христос: «Человекам это невозможно, но невозможное человекам возможно Богу».

Итак, первое, что утверждает Господь, это то, что спасает нас Бог. Сами себя мы никогда не спасем, мы можем участвовать в деле своего спасения, но опять же исключительно через совершение заповедей, которые просит нас исполнить Христос.

Что должно через них открыться для вечной души? То, что абсолютно ничего в этом земном мире не может человека удовлетворить и никогда не сможет. Исполнение заповедей Божиих призывает человека отказаться от поиска материальных благ и всего того, что мы называем земным счастьем. Исполнение заповедей открывает всю тщету этих действий, никчемную трату времени на то, чтобы что-то найти, приобрести и в попытке насытиться понять, что ты обманут. Вечность не придет к тебе от того, что ты приобрел что-то материальное, пусть даже и очень большое.

В этом смысле Христос не раз обличал фарисеев и книжников, говоря им очень суровые слова о том, что мытари и блудницы опережают их на дороге в Царство Божие (см.: Мф. 21, 31-32). А почему так? Они ничего и не имели за собой, понимали, что бедны. Они всеми были ненавидимы и гонимы и из-за этого осознавали, что кроме Бога никому не нужны. Иными словами, они не заслонили свои сердца материальным богатством и поиском этого богатства, но оставили их открытыми для правды и милости Божией.

Поэтому Христос и говорит, что самое страшное для человека, который хотел бы в вечную жизнь войти, обременять свое сердце «куплями житейскими» (см.: Лк. 21, 34). Сердце, заслоненное для любви Божией и дара спасения поиском счастья земного, само лишает себя вечной блаженной жизни. И сравнение, которое в сегодняшнем чтении приводит премудрый Бог, о том, что верблюду удобнее пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное, каждого из нас должно убедить в этой истине (см.: Мф. 19, 23-24).

Дорогие братья и сестры, что бы мы ни делали в деле своего спасения – постились, молились, подвизались, участвовали в церковных Таинствах, пытались исполнять заповеди Божии – мы должны, самое главное, написать на скрижалях своего сердца слова Христа о необходимости иметь своим сокровищем Небо. Тогда за послушание и смирение Бог поможет и нам спастись, ведь Ему все возможно.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 34-ю по Пятидесятнице.

31.01.2021