Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Празднование этого дня всегда приходится на ближайший воскресный день после 25 января по старому стилю. Именно 25 января 1918 года был расстрелян один из первых церковных иерархов – священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). По сути дела, это убийство положило начало массовым репрессиям, страшным и лютым гонениям на Церковь Христову. Для нашего прихода личность этого святого особенно дорога́: в 1904 году, будучи митрополитом Московским, владыка Владимир освятил этот храм.
Великий и славный подвиг, особенно в 20-40-е годы XX века, был явлен тысячами верующих не только перед глазами соотечественников, но и перед всем миром на все времена: святые новомученики и исповедники обильно полили русскую землю кровью и потом, трудами своими. Это беспрецедентное событие, которого никогда не было в истории человечества, включая даже эпоху страшных гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане.
Рассуждая о подвиге людей в годы воинствующего атеизма, мы задаемся вопросом: почему так произошло, с чем это было связано? В начале ХХ века многие русские люди не обращали внимания на православие, не задумывались, в чем заключается его истина, были недовольны властью, жизнью, любили посмеяться друг над другом, не любили ходить в храм, опаздывали на богослужение – в общем, было абсолютно то же самое, что и сейчас. Но постепенно ситуация ухудшалась и недовольство завладело сердцами людей. И эти люди сказали: хватит так жить, так жить мы не хотим. Но потом, когда грянул настоящий гром, а громоотводы уже были сломаны в первый заход, многие, опомнившись, осознали размеры катастрофы. Как сформулировал один поэт:
Был целый мир – и нет его…
Вдруг – ни похода ледяного,
Ни капитана Иванова,
Ну абсолютно ничего!
Началось нечто невиданное, как сказано у другого поэта:
Босиком гуляли по алмазной жиле,
Многих постреляли, прочих сторожили.
Взамен началась такая жизнь, которую нам очень сложно выразить, осознать и тем более прочувствовать, потому что нас никогда не касалась такая беда и боль, которая была в то время. Например, есть такие свидетельства: попадавший в Бутырскую тюрьму за неделю сбрасывал полпуда веса, и исключений это правило не знало.
И верующий человек внезапно понял, что устройство жизни, которое было раньше, то, чем он был недоволен, было хранительницей Православия – той величайшей святыни, на которую вдруг его сердце начало откликаться. С одной стороны, пришло осознание того, что потерянного не вернуть, а с другой – того, что Христос не отрекся ни от кого, Он всегда со своими верными, Он везде Один и Тот же и человеку никто не может запретить быть с Ним. И вот тогда сотни тысяч людей пошли к Нему, бесстрашно взойдя на свою личную голгофу.
Их молитва, их предстояние перед Престолом Господним на протяжении десятилетий вымаливало нашу Церковь для того, чтобы, воскреснув, она продолжила быть хранительницей православной веры. А поскольку сейчас мы являемся чадами Русского Православия, значит, они вверяют это хранение в наши руки, чтобы мы, подобно им, достойно смогли пронести свет Христовой истины через свою жизнь и передать его следующим поколениям.
В сегодняшний день мы молимся еще и за тех, кого Церковь не прославила, за всех «в годину лютых гонений от безбожныя власти за веру и правду Христову пострадавших, от болезней и глада, ран и хлада, во узах и темницах скончавшихся», чьи имена знает, может быть, лишь Господь. Мы верим, что Спаситель не по делам нашим, не по жизни нашей, а по их молитвам прелагает Свой гнев на милость по отношению к нам, чтобы мы имели возможность спасения.
И поэтому, молясь новомученикам, мы в своих сердцах испрашиваем у Господа такой же твердости духа, какую имели они. Но испрашиваем ее не для того, чтобы махать кулаками перед другими. А для того, чтобы прежде всего с самими собою разобраться, чтобы тот грех, который мучает каждого из нас, те страсти, которые одолевают каждого из нас, были побеждены благодатью Божией, чтобы свет Христов воссиял в наших умах, явив нам истину. Святые новомученики засвидетельствовали перед всем миром реальность существования вечной блаженной жизни: она непреложна, она ждет и открыта для каждого из нас, и поэтому дело остается исключительно за нами.
Аминь.
Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 35-ю по Пятидесятнице.
07.02.2021