Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю о блудном сыне

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, который именуется Неделей о блудном сыне!

Это вторая подготовительная Неделя перед Великим постом (см.: Лк. 15, 11-32). Называется она так по названию притчи, которая всем нам знакома. Человек, выросший в православной русской культуре, не может эту притчу не знать: неслучайно она именуется притчей всех времен и народов. Притча изображает неизреченное, недоведомое, непостижимое милосердие Божие по отношению к человеку в очень простых чертах и красках.

Повествуется в ней о том, что один молодой человек возжелал как можно скорее получить наследство для того, чтобы беззаботно и разгульно пожить. В древнем мире наследство давалось лишь по смерти родителя. Понимая, что до смерти отца ему придется очень долго ждать, младший сын попросил отца, чтобы тот еще при жизни дал ему полагающуюся часть.

И вот первый акт неизреченного милосердия, который совершает отец: он делит имение и отдает сыну причитающуюся значительную сумму. И сын уходит на сторону далече из отчего дома, то есть бросает его, попирает, предает, а оказавшись на чужбине, начинает растрачивать деньги, соря ими налево и направо.

Как это связано с нами? Ведь притча не просто призвана нас каким-то образом развлечь, предоставив нашему вниманию один из благочестивых рассказов древности, нет. Это притча в первую очередь должна зацепить нас за живое. Не всегда бывает просто уловить, каким образом я связан с ней, могу ли я сказать, что, подобно младшему сыну из притчи, бросая вызов Богу, я прошу Его отдать мне то, что в принципе принадлежит Ему.

По неизреченному милосердию Господь приводит нас в мир, дает нам то, что мы называем собой, как это ни странно звучит. Наше естество: тело, душа – кому они принадлежат? Через акт самосознания, глядя на себя, я так и говорю: это моя голова, это мои руки. Это не я, но это мое.

А Святая Церковь вносит в это восприятие жизниочень жесткую корректировку. Апостол Павел в сегодняшнем Первом послании к Коринфянам говорит: «Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы (см.: 1 Кор. 6, 15); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (см.: 1 Кор. 6, 19). Эти слова были обращены на заре христианства к тем, кто,посчитав, что много понял о Христе и спасении, решил, что свою свободу, даже если будет жить неблагочестиво, не потеряет. Апостол Павел призывает: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (см.: 1 Кор. 6, 18).

А к чему это апостол Павел говорит? Мы ведь знаем, что очень многие люди спокойно живут, совокупляясь с блудницами, сами будучи блудниками, и чувствуют себя прекрасно, и никаких угрызений совести у них нет. И не будет, возможно, никогда. Но речьто о другом. Если мы есть храм Духа Божия, вызванные из небытия по любви Божией, чтобы именно таковыми и быть, то это значит, что реализовать такое предназначение можно только в одном случае – если мы не будем этой Любви изменять. И любая измена, вне зависимости от того, как это будет – физически или «в сердце своем»р. Мф. 5, 28) тотчас вынуждает Духа Божия оставить нас.

Апостол Павел просит нас так не поступать. Почему? Потому что для человека смысл бытияесть вечная блаженная жизнь, а гарантируется она только одним: тем, что Дух Божий Вечный иБлаженный соединяясь с нашим естеством, входя в наше сердце, пронизывая все тело, дает нам эту возможность вечно блаженно жить. Значит, человек, который попирает эту Любовь через грех, по сути дела, сам отрекается от спасения.

Сегодняшняя притча призывает каждого из нас очень серьезно задуматься о том, не растрачиваем ли мы через предательство Бога то имение, которое Он нам дает, имение, через которое Он обещает нам, что мы будем вечно блаженно вместе с Ним жить. Ведь естество наше призвано к чему? Если руки мои, ноги, голова, все тело мое Божии, то я должен исполнять Его волю. Господь есть Милосердие, а не зло. Господь есть Доброта. Господь есть Свет и есть Любовь. И если то, что я делаю в этом мире, является противоположным всему тому, что есть Бог, значит, я Ему изменяю, иными словами, являюсь блудным сыном.

Притча говорит о том, что, одумавшись, в конце концов младший сын возвращается в отчий дом с твердым намерением покаяться перед отцом, упасть ему в ноги со словами: «Отче, я согрешил перед Небом и перед тобой, прими меня хотя бы как одного из твоих наемников».

Человек, находящийся на стороне далече и гоняющийся за ложным счастьем, рано или позднопонимает, что оно никогда не будет способно удовлетворить потребности его духа. И чем дальше будет человек издеваться над собой и лишать себя этих духовных пищи и пития, тем страшнее, тем невыносимей будет для него жизнь. И вот вопрос: сможет ли он в конце концов одуматься, не придет ли он в то иступленное состояние нечувствия, за которым последует отчаяние, уныние, нежелание жить со всеми вытекающими отсюда последствиями?

Притча о блудном сыне говорит нам о том, что отец всегда готов принять того, кто ушел на сторону далече. Младший сын еще не успел подойти к дому, как отец уже выбежал ему навстречу, сам бросился к нему на шею, облобызал его, ввел в свой дом и повелел сделать так, чтобы возвращение сына стало в этом доме праздником.

Накануне Великого поста, который ведет нас к Празднику Пасхи образу вечного блаженного царства Святая Церковь пытается каждому из нас еще раз напомнить о великом призвании: стать храмами Бога Духа Святаго через те дела, которые заповедует нам совершать Святая Церковь, именуя это исполнением заповедей Божиих. Малое дело остается за нами – взяться за труд и исправиться, иначе говоря, как следует покаяться, осознав, что Отец Небесный верит в каждого из нас и, конечно, ждет.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о блудном сыне.

28.02.2021