Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю о Страшном суде

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Неделя, или воскресный день, именуется Неделей о Cтрашном суде (см.: Мф. 25, 31-46), она предпоследняя в чреде подготовительных к Великому посту. Мы с вами слышали евангельское зачало, где Господь очень доступно, в понятных словах объясняет, как Страшный Суд будет происходить. Придет Сын Человеческий во славе Своей (а слава Сына Человеческого есть слава Бога, поскольку Он является и истинным Богом) и все святые Ангелы с Ним. Тогда приведутся пред Ним все племена земные и будут поделены все люди на две категории, третьей не будет. Те, кто станет справа, Христом уподоблены овцам, то есть кротким и послушным животным, и те, кто станет слева, уподоблены козлищам, то есть непокорным, строптивым, вечно лазающим по стремнинам животным. Критерий деления тех, кто станет справа, и тех, кто станет слева, также очень прост: Христос спросит человека, оказывал ли он дела милосердия, точнее сказать, дела самопожертвования ради других людей. По сути, больше ни о чем Он спрашивать не будет.

И тот, кто засвидетельствует, что любил своего ближнего, посещал его в темнице, в больнице, поил, питал, одевал, кормил, услышит блаженный голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». А тот, кто засвидетельствует, что не было такого в его жизни, услышит страшные слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный для диавола и ангелов его». Вот и все повествование.

Вся наша церковная жизнь, хотим мы этого или не хотим, молитвы, песнопения, богослужения, все то, что мы пытаемся в жизни практиковать, буквально пронизано, как золотой нитью, ожиданием Страшного суда. Как говорят богословы, православное мироощущение эсхатологично. Неслучайно одна из самых главных молитв, которую читает верующий человек, Символ Веры, заканчивается словами о том, что мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

Находясь из раза в раз в уютной храмовой обстановке, среди ближних своих, там, где светло, сухо, тепло, не всегда приходят верующему человеку мысли о том, как Страшный суд будет происходить. Святые отцы, задумываясь над этим, говорили, что это будет событие из ряда вон выходящее, которого никогда не было в истории человечества: миллиарды людей одновременно будут приведены к Богу, к подножию Престола Славы Христа.

То, что будет происходить, только слабо можно уподобить страшным стихийным бедствиям – землетрясениям, извержениям вулканов, цунами. Но все будет гораздо мощнее и страшнее, так, что воля человеческая парализуется от действий, сопровождающих явление Сына Человеческого во славе Своей (см.: Мф. 24, 27-30). И кто там сможет что-то пролепетать, что-то сказать в свое оправдание, кто дерзнет о чем-то попросить?

Церковные святые толкователи утверждают, что Страшный суд будет происходить вовсе без изнесения приговоров: их человек не услышит. Приведенный на Страшный суд с воскрешенной плотью, он явится с уже написанными на челе делами, а само его естество будет или преображено под действием добродетелей, или обезображено страстями и грехами, которые имел человек. Никто не будет гадать, куда его пошлет Господь – в ад или в рай. Голос сердца будет однозначно свидетельствовать, где человек окажется.

Милость Божия, что для каждого из живущих пока еще открыты двери покаяния и есть возможность исправления, пока мы еще чувствуем и интуитивно ухватываем то, что нам от Страшного суда никуда не уйти: мы обязательно предстанем пред Спасителем.

В одном из Посланий мы читаем слова апостола Павла: «До тех пор пока вы ядите Хлеб Сей (апостол указывает на Евхаристию) и пьете Чашу Сию, смерть Господню возвещаете, пока Он не придет» (см.: 1 Кор. 11, 26). Это очень важная заповедь, о которой мы редко задумываемся, и часто не понимаем, о чем она.

Да, мы верим, что, согласно вышеозначенным словам, до скончания века, по учению Церкви, будет совершаться Святая Евхаристия. Но апостол говорит о другом: человек, истинно любящий Христа, помнящий с благодарностью о том, что Он распялся за него и пролил Свою Пречистую Кровь, претерпев смерть и принеся величайший дар спасения, приступает к Чаше этой Любви, свидетельствуя, что он никогда не будет совершать дела, которые бы предали, попрали Его Любовь. Только в таком соумирании Христу для мира и обеспечивается, по учению Церкви, благоприятный исход на Страшном суде.

В сегодняшний день Святая Церковь еще и еще раз призывает каждого из нас обеспокоиться той жизнью, которую мы ведем, возможно, начать бить во все колокола. Потому что по-честному каждый перед собой может свидетельствовать, что если бы не нужда, заставляющая нас иногда навестить больных родственников или еще что-то подобное сделать, никто из нас пальцем не пошевелил бы. Кто из нас по зову сердца, с готовностью пожертвовать своими силами, средствами, временем, пошел в темницу или в больницу, нашел голодного, бездомного, напоил, накормил, обогрел? Ведь жуткие оправдания постоянно рождает наше злое сердце: мы оправдываемся тем, что это или не тот человек, которому я бы мог помочь, или не те обстоятельства, и так далее.

Но ведь Христос не оставил нам других заповедей: на Страшный суд Он придет и нас лишь об этом спросит. Что мы будет говорить Ему? О том, что мы постились или мы молились, что мы на воздух поднимались во время молитвы, – о чем мы Ему скажем? Зачем все это будет нам, если мы самого простого, но главного, о чем Он просил, не делали и не хотели делать.

Но можно поставить вопрос: ведь что-то должно объективно произойти внутри меня, чтобы я услышал позыв пойти туда, куда просит Господь? Это лукавый вопрос. Ничего не произойдет, ничего внутри не щелкнет, не сработает, до тех пор пока ты себя буквально за шкирку не возьмешь и не потащишь через силу в больницу или в темницу, до тех пока ты не увидишь эту боль, это горе, эти страдания, которые испытывает человек, допустим, в темнице находящийся, пусть даже по праву осужденный, но которому очень тяжело и больно.

Ведь только от этой боли ближнего способен растопиться страшный лед того нечувствия, которое не дает нам заповедь Христову исполнять. Боль нашего сердца от страданий ближних – единственное условие, чтобы это сердце стало способным вместить в себя дар рая, который приносит Христос.

Накануне поста, когда каждому из нас предстоит покаянный подвиг, Святая Церковь пытается очень просто и четко обозначить перед нами тот важный ориентир, на который мы должны равняться и ради которого мы должны исправляться. Пусть Господь помогает нам в этом непростом физически, но духовно очень простом, элементарнейшем деле – любить ближних своих и помогать им.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о Страшном суде.

07.03.2021