Проповедь протоиерея Георгия Климова в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник. Для верующего человека самый первый день Великого поста – это особое время, когда мы чувствуем, что в нашей личной жизни начала происходить перезагрузка.

Святая Церковь устами преподобного Андрея Критского в сегодняшних текстах много рассуждает о том, что́ надлежит человеку на Страшном суде сказать Господу, как он будет оправдываться, в чем он сможет оправдаться, а в чем – нет. В Каноне неоднократно говорится о том, что для достижения вечного спасения человеку предстоит предпринять великие труды, равнозначные подвигу. В противном случае не исправятся ни наши деяния, ни наше духовное зрение.

А что такое деяние и зрение на языке Великого Покаянного Канона? К деяниям мы должны отнести нашу жизнь, которую мы проживаем для того, чтобы вечное спасение наследовать. А зрение – это то, что дает нам возможность видеть в мире Промысл Божий, воспринимать то, что нас окружает, не только как средство услаждения, но и как Божественный зов.

Поставим вопрос: если Праздник Пасхи является образом нашего невечернего вечного и блаженного бытия, то чем тогда является Великий пост, который вводит нас в этот Праздник, подготавливает к нему?

Скудость света и цвета в этом периоде нашей жизни, ограничения, которые мы на себя накладываем, подводят к мысли о том, что Великий пост является символом подготовки человека к вечности, включая подготовку к смерти, к тому, что мы будем испытывать в тот момент. Мы пришли в этот мир, в состояние самосознания не по своему желанию и уйдем из этого мира тоже не по своей воле. Как это происходит, ни один человек из живущих на этой земле не знает и не сможет на своем опыте, к сожалению, заблаговременно узнать.

Но знает об этом Святая Церковь. Она есть столп и утверждение Истины, Она сохранила богатейший опыт свидетельств о том, как это происходит, и, как чадолюбивая мать, дает каждому из нас возможность узнать, что это такое и что нужно сделать, как нужно готовиться, чтобы в вечность блаженную войти. Итак, Великий пост является образом и в тоже время частью тотальнейшей подготовки человека к вечности.

Конечно, мир, окружающий нас, часто играет с нами злые шутки: отвлекся, увлекся, развлекся – и сразу духом охладел, и сразу то, что Святая Церковь предлагает, кажется каким-то очень потусторонним и ненужным, каким-то приветом с духовной луны. Но на самом деле это не так. Человек, который проживает год от года Великий пост, стараясь честно подвизаться, понимает, что Святая Четыредесятница является образом той правильной, целостной и в прямом смысле слова спасительной жизни, которая обетует блаженную вечность.

Великопостные молитвы, которые мы слышим, и их эпицентр – молитва преподобного Ефрема Сирина – обозначают очень четко для каждого из нас то главное, что мы не должны делать, и то, что должны.

Как это исполнить и, самое главное, с чего начинать? Святая Церковь учит нас и просит прибегнуть к самому что ни на есть доступному способу – внимательному чтению молитв или вслушиванию в них. Подвиг молитвы наполняет душу святыми, правильными, чистыми мыслями, которых никогда мы сами в себе не родим. Напитывание этими благодатными словесами, которые изрекли великие подвижники благочестия, водимые Духом Святым, способно сотворить наши сердца и умы подобными сердцам и умам тех, кто эти слова говорил.

Конечно, это непросто: вдребезги  разлетаются на молитве мысли, естество начинает брыкаться, как неоседланное животное, не желая ни молиться, ни совершать бдения, ни поститься. В самом начале Великого поста стоит помнить слова Самого Христа о том, что «не вливают молодого вина в меха ветхие, не пришивают новую заплату к старой ткани» (см.: Мк. 2, 21-22) и «никто, пив старое вино, тотчас не захочет пить новое» (см.: Лк. 5, 39).

Господь, призывая нас к обновлению, через руки Святой Церкви в Великий пост предлагает нам это новое вино вечной блаженной жизни. И чтобы принять его и захотеть пить, необходимо отнестись со всей ответственностью к тому, что нам Святая Церковь заповедует во время поста.

И первое правило: не мудрствуя много о себе, о своей духовной опытности, о своем подвижничестве, просто заняться тем, что Святая Церковь предлагает, не больше и не меньше, избегая крайностей. Сказано: желательно ходить в храм – ходим в храм. Сказано: желательно читать вот такие утренние и вечерние правила – и в евангельской простоте сердечной их читаем.

Пройдет день, два, три. «В терпении вашем, – говорит Господь, – стяжите души ваши» (см.: Лк. 21, 19). Через неделю, десять дней, две недели мы обязательно увидим, как сердце вострепещет от радости о Господе, оно захочет жить по-Божиему, прославит своего Творца и Спасителя.

Не будем унывать от трудностей, ведь главное в нашем подвиге – это достичь Богообщения. Но человек устроен так, что он вспоминает о Господе, лишь когда ему тяжело, когда он стенает и болезнует. И поэтому «тесный путь» и «узкие врата» делают нас ближе к Господу, заставляя постоянно помнить о Нем, а значит, и быть с Ним – а это и есть самое ценное и дражайшее в нашей жизни.

Да поможет Господь каждому из нас в самом начале Великого поста утвердиться в желании достойно пройти это трудное, но спасительное поприще.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в понедельник 1-й седмицы Великого поста.

 

 15.03.2021