Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. Притча о званых на брачный пир. 22.09.2019

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей перед Воздвижением, поскольку выпадает накануне Праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Сегодня Святая Церковь полагает чтение из Евангелия от Иоанна, где мы находим, с одной стороны, очень простые, с другой стороны, важные слова Господа о причине, по которой Бог спасает мир, дарует человеку дар вечной блаженной жизни (см.: Ин. 3, 13-17). Христос в беседе с Никодимом говорит: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Нередко человек рассуждает о причинах, по которым Господь дарует нам вечное спасение. В Евангелии причина указывается одна – это любовь Божия к человеку. А это значит, что больше нет никаких других у человека способов и возможностей спастись, как только через эту любовь. Но если есть любовь Божественная, то должна быть ответная любовь человека к своему Создателю. И если ее нет, то что бы человек ни придумывал, какие бы способы спасения ни изобретал, ничто не поможет.

О том, что Бог любит мир, свидетельствуется и в притче, которую мы сегодня слышали (см.: Мф. 22, 1-14). Господь предваряет ее словами, что этому уподобилось Царство Небесное. Царь устроил брак сына Своего и позвал всех подданных на это пиршество. Мы видим, с какой заботой, с какой любовью, с каким трепетом зовет Он приглашенных, которые были заранее извещены о том, что в свое время этот брак состоится. Настойчивость Господина тождественна здесь именно любви и желанию видеть этих людей, но все отвергается ими. Более того, званые на брак не просто беспечны, не просто ленивы, их раздражает то, что их зовут, они приходят в неистовство. Как говорит славянский текст, послов Царя «иных досадиша, а иных убиша», то есть званые надругались над этими людьми, они попрали эту святыню, растоптали эту любовь.

Почему же? Потому что Царь помешал им жить: они придумали для себя свой, не зависящий от Царя способ блаженства в этой жизни. И когда Царь говорит: «Придите на брак сына моего, это величайшее торжество», – эти люди отказываются, в открытую заявляют, что им этот брак не нужен. Но мы ведь видим, что Господь зовет этих людей, посылает за ними один раз, другой, в этом проявляется Его любовь.

А дальше Он говорит, что они недостойны этого брака, и рабам приказывает пойти и всех тех, кого они найдут на распутьях, на дорогах, вдоль заборов, там, где, как нам часто кажется, и людей нормальных быть не может, привести на торжество. И когда их зовут, наполняется пир, согласно славянскому тексту, и злыми и добрыми.

Поставим вопрос: мог ли Царь позвать на этот пир злых людей? Нужны ли Ему злые, если со злыми Он уже совсем недавно общался и они отвергли Его. Если сделать поправку на возможности перевода греческого оригинала, то этот текст можно прочитать так: позвали и малодушных и храбрых. А что значит малодушных? В чем это малодушие может проявляться? В нежелании, может быть, искать вечного спасения.

Позвал Господь этих людей на Свой брачный пир, потому что любит всех, но с условием, с надеждой, что эти беспечные и малодушные все-таки придут в нормальное состояние духа и будут достойными участниками торжества. Однако Царь видит на пиру человека не в брачной одежде, который не соответствует уровню торжества.

Святитель Иоанн Златоуст пытается объяснить всю абсурдность поступка этого человека, которому даже нечего было сказать в оправдание, поскольку он понимает, что неправ. Святитель говорит: представь, что тебя пригласит Царь на званый пир, и когда ты войдешь к нему, там будут люди в порфире и виссоне, на стенах – красивые драпировки, в комнатах – блестящие статуи, пол будет мраморный, а ты придешь туда в грязном вонючем рубище. Разве ты позволишь себе сделать так? Конечно, нет.

Вот нечто подобное происходит и в нашей жизни, когда мы бьем себя в грудь и называем христианами, утверждаем, что мы очень хотим спастись. Но когда Господь предъявляет нам хотя бы малые требования на предмет того, как мы живем, какая наша жизнь, соответствует ли она тому высокому статусу вечного брачного торжества, к которому мы готовимся, что мы можем сказать в свое оправдание?

А кто такие храбрые люди, которые пришли на этот пир? А это те, кто очень мужественно, очень ревностно, подчас безжалостно к себе, готовы ради Господа на все, в том числе и на самое главное: оставить грех, отречься от него, сказать: не буду грешить, хочу быть с Господом.

Именно в этой связи Святая Церковь постоянно нам напоминает, что мы должны запечатлеть в наших сердцах то, чем мы должны постоянно руководствоваться в своем спасении. Да, мы понимаем, что в силу нашей человеческой природы мы погружены в суету. Да, мы должны обязательно зарабатывать деньги для того, чтобы не просто жить, но еще кормить своих домочадцев, содержать дом, делать все то, что должно, чтобы мир вокруг нас не рушился, мы это все понимаем.

Но ведь и притча об этом говорит. Званые отказываются прийти по разным причинам: одни говорят, что у них есть поля, а другие говорят, что у них есть жены, третьи говорят, что у них есть волы. По словам святителя Иоанна Златоуста, эта притча свидетельствует об одном: как бы ни были мы заняты удовлетворением своих плотских потребностей, мы должны всегда помнить, что всему этому мы должны предпочитать Бога и иметь Его как самое необходимое в нашей жизни. Вот этого хочется, дорогие братья и сестры, всем нам пожелать: чтобы мы искали прежде всего Царства Божия и правды его, а все остальное, по слову Господа, обязательно приложится нам (см.: Мф. 6, 33).

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

Притча о званых на брачный пир

 

 22.09.2019