Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с третьим воскресным днем Великого поста, с Неделей Крестопоклонной! По уставу Святая Церковь в середине поста износит в центр храма Животворящий Крест для того, чтобы укрепить верующих в подвиге воздержания в святую Четыредесятницу.

Святые отцы уподобляют восхождение к празднику Пасхи восхождению на высокую гору. Тот, кто поднимался на гору, знает, что на пути есть перевалы, где человек может отдохнуть, прийти в себя и, набравшись новых сил, продолжить путь. Если этого не делать, то можно согнуться и упасть под гнетом груза, под гнетом подвига. Так же и Святая Церковь, желая вдохновить нас, дав возможность передышки, перед нашими взорами поставляет Честной Животворящий Крест, взирая на который, мы, утомленные путем, как будто попадаем в духовную прохладу.

С другой стороны, Крест – это Голгофа, и мы осознаем, что без нее невозможно Воскресение: ни Христа, ни наше, невозможна и та Невечерняя Пасха, которую мы именуем Царством Божиим и к которой каждый из нас стремится.

За сегодняшней Литургией Святая Церковь предлагает евангельское чтение, где Господь очень просто обозначает суть подвига спасения верующего человека. Он говорит о необходимости несения креста, причем не безотносительно – куда угодно, лишь бы его нести, неважно, ради чего, лишь бы страдать, нет. Речь идет именно о несении креста ради Христа, ради той благой вести о спасении, которую Он приносит. Причем Христос очень четко вскрывает сущность человеческойприроды, которая буквально пронизанагрехопадением. Грех, по словам святых отцов, настолько глубоко вошел в наше естество, что для нас отречение от него стало, по сути дела, отречением от своего естества. А отречение от естества есть отречение от самой жизни, от ее смысла.

Но Спаситель мира, зная, что мы пытаемся жизнь свою сберечь, остерегает нас. На языке Священного Писания и, в частности, Евангелия под словом «душа» чаще всего подразумевается именно жизнь: тот, кто хочет жизнь свою спасти в рамках земного жития, чтобы здесь жить хорошо, тот потеряет еедля вечности. А тот, кто погубит свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот обретет ее, – говорит Господь (см.: Мк. 8, 35).

А после Христос добавляет: «Если кто постыдится Меня в роде сем, прелюбодейном и грешном, того и Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей со святыми ангелами» (см.: Мк. 8, 38). А это значит, что истинное, подлинное крестоношение напрямую всегда сопряжено с необходимостью исповедовать свою веру в Господа Иисуса Христа, распятого и воскресшего.

Для современного верующего человека эти слова Христа как никогда актуальны. Мы не то что ленимся исповедовать свою веру или не знаем, как это делать, – мы все прекрасно и знаем, ичувствуем – но проблема заключается в том, что мы стесняемся это делать, стыдимся своей веры, когда оказываемся среди людей неверующих. И поэтому Христос обозначает то, без чего никакого крестоношения у нас не получится.

Поставим вопрос: а что значит исповедовать веру, не стыдиться Христа? Это значит не стыдиться исполнять те заповеди, к которым призывает нас Господь. Это значит не стыдиться любить своих ближних, творить дела милосердия. Это значит, что каждый из нас четко должен представлять те границы своей веры и исповедания ее, выйдя за которые, мы тотчас оказываемся вне поля христианства, расписываемся в том, что перестаем быть истинно верующими во Христа людьми.

Конечно, и здесь не все так просто, как на первый взгляд кажется. Вот дает Христос заповедь: «Если бьют тебя по левой щеке, подставь правую» (см.: Мф. 5, 39). С одной стороны, эта заповедь о непротивлении злу. С другой стороны, когда Христа взяли под стражу и Его ударил по ланите слуга первосвященника Каиафы, Христос сказал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 23).

Таким образом, здесь нужно быть очень внимательным к тому, что призывает исполнять нас Святая Церковь. Нельзя огульно списывать все то, что с нами в жизни происходит, на возможность дать слабину, а потом, назвав это смирением, оправдать себя: мол, так получилось. Такое неудобовразумительное исповедание веры перед собой самим, обусловленое незнанием евангельских принципов спасения, и делает из нас людей теплохладных, которые только в тепличных условиях – в храме, среди единомышленников – способны заявить о своей вере.

И речь не идет о том, что, выйдя их храма, мы где-то должны обязательно напоказ креститься, делать земные поклоны перед людьми, нет. Но мы должны исповедовать то, что Православие несет любовь и добро, где бы мы ни оказывались, перед кем бы мы ни находились. И это, пожалуй, самое сложное, потому что чаще всего мы сами не верим в то, что это так. И поэтому Господь простыми словами призывает нас ко спасению, говоря о необходимости взять свой крест и идти вслед за Ним.

То, из чего складывается крест человеческий, очень часто неподъемный для нас, все трудные обстоятельства, болезни, проблемы должны закалять нашу веру. Именно в этих обстоятельствах мы призваны исповедовать то, что благ Господь, то, что мы с Ним, и то, что мы готовы вне зависимости от того, что нам тяжело, все-таки творить дела любви и милосердия.

Крестопоклонная Неделя – это середина поста, перед нами остается еще столько же времени, сколько мы уже прошли, потом будет Страстная седмица и сам праздник Пасхи. В сегодняшний день помолимся Господу, чтобы Он дал нам возможность пройти оставшееся время святой Четыредесятницы в благочестивом подвиге, попросим Его очистить наши чувства, открыть наши духовные очи, чтобы мы начали лицезреть Христово Крестоношение. Это даст нам силы нести свой личный крест, совершая через этонеобходимое каждому из нас исповедание веры, которой все мы спасаемся.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю Крестопоклонную.

 

04.04.2021