Проповедь протоиерея Георгия Климова в Благовещение Пресвятой Богородицы

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! Святая Церковь именует его началом, главизной нашего спасения. Неслучайно на царских вратах, которые символизируют вход в рай, нередко изображается Благовещение.

Согласно евангельскому повествованию, это событие случилось в мало кому известном поселке Назарет в очень скромной обстановке в доме плотника. Деве, Которая была обручена Иосифу-старцу, явился Архангел Гавриил и принес Ей благую весть (см.: Лк. 1, 26-38). Согласно древнейшему церковному преданию, это случилось в тот момент, когда Дева Мария занималась чтением Священного Писания, а именно книги пророка Исаии. Прочитав слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил» (см.: Ис. 7, 14), – Она задумалась о том, как бы хорошо было быть последней рабой у Той, Которая родит Истинного Мессию.

И в этот момент явился Архангел Гавриил и произнес очень неожиданное для Нее приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», что по сути обозначало то, что Она особо облагодетельствована от Бога. Конечно, по великому смирению Дева смутилась, но Архангел дальше дал Ей откровение о том, что именно Она будет Матерью Христа, Сына Божия. Это привело Деву Марию в еще большее недоумение, поскольку, как говорит древнейшее предание, Она дала Богу обет девства. Более того, об этом обете не мог не знать Иосиф-старец, который судьбами Божиими промыслительно был обручен с Ней для того, чтобы Ее девство хранить.

Дева Мария вопросила Архангела: «Как будет сие, когда Я мужа не знаю?». В этих словах есть утверждение, что Архангел не может не знать клятвы Девы Марии перед Богом в том, что Она будет девственницей до конца Своих дней. Архангел Гавриил ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, поэтому и Святое Дитя наречется Сын Божий».

Здесь открылось глубочайшее смирение Девы Марии: Она проявила полную покорность воле Божией вопреки здравому смыслу и фундаментальнейшим законам бытия, которые Господь, творя вселенную, установил. Ведь никогда не было в истории человеческой и не будет никогда такого, чтобы без общения с мужем смог зачаться ребенок. Святые толкователи говорят, что Бог, «побеждая естества уставы», вселился в утробу Девы творчески.

Конечно, сложно представить даже гипотетически, что было бы, если Дева Мария отказалась принять глагол Архангела, сказав, что не готова, не хочет или еще что-то, оправдывая Себя тем, что это была ошеломляющая весть и для Нее, и для всего человечества. Как тут не вспомнить слова апостола Павла о том, что явление Бога во плоти есть величайшая благочестия тайна (см.: 1 Тим. 3, 16). Но Она просто сказала: «Да будет Мне по глаголу твоему». И тотчас после этого согласия, по учению Церкви, «Слово плоть бысть» (см.: Ин .1, 14), то есть произошло зачатие Богочеловека во утробе Девы.

Праведный Иосиф по человеческим рассуждениям также очень неожиданно повел себя в сложившейся ситуации. Дева Мария не стала ему сразу говорить о том, что произошло. Толкователи объясняют это тем, что рассказ о случившемся повлек бы за собой сильнейшее искушение для Иосифа, перед которым он не смог бы выстоять, поскольку такого никогда в истории человечества не было.

Когда же через несколько месяцев Иосиф увидел своими глазами, что Дева непраздна, а он ведь знал, что Она дала Богу обет девства, он пришел в величайшее смущение, не зная, как быть. Старец решил отпустить Деву Марию, не предавая Ее огласке и тем более казни, которая полагалась для прелюбодеиц. Он решил тайно отпустить Ее, тем самым возвысившись до новозаветной высоты служения Богу, до служения милосердия. И только после этого подвига Иосифу явился Архангел Гавриил и открыл то, что случилось.

Как называется добродетель, которую проявил святой праведный Иосиф? Святитель Филарет Московский говорит, что Иосиф явил миру кротость.

Можно, таким образом, сказать, что история нашего спасения стоит на крепчайшем фундаменте, сложенном из двух камней: смирения Девы и кротости Иосифа. Ведь неслучайно и Сам Бог пришел в мир, смирив Себя до смерти (см.: Фил. 2, 8). И поэтому для верующего человека, особенно в праздник Благовещения, по-новому открывается важная истина: для нас нет абсолютно никакой возможности спастись, кроме как на путях истинных смирения и кротости.

В сегодняшний день хочется пожелать всем нам, чтобы смирение и кротость перед судьбами Божиими возвышали нас над человеческой справедливостью, часто злой и завистливой. Если мы будем иметь в себе эти два адаманта веры, тогда можно смело надеяться на то, что не всуе мы сегодня поем вместе со всею Церковью: «Днесь спасения нашего главизна».

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Благовещение Пресвятой Богородицы.

07.04.2021