Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с четвертой Неделей Великого поста, которая посвящена преподобному Иоанну Лествичнику, игумену горы Синайской, автору произведения «Лествица», которое христианский мир читает на протяжении уже нескольких столетий.

Лествица подразумевает ступени, следовательно, преподобный Иоанн в первую очередь хочет сказать нам о том, что наше восхождение к Богу или дело нашего спасения – это дело постепенное. Мы не можем сразу оказаться в раю или сразу спастись, как бы сильно нам ни хотелось и какие бы силы мы в себе ни чувствовали для этого. «Лествица» состоит из тридцати слов, это своего рода тридцать ступеней восхождения к Богу.

Тот, кто открывал это произведение и вчитывался в него, может констатировать, что книга преподобного Иоанна не для живущих в миру людей – это бросается в глаза. Она не для тех, кто постоянно находится в суете, в окружении лиц, и верующих, и неверующих, и даже агрессивно настроенных против Церкви и веры. Эта книга для подвижников благочестия и подразумевает нахождение христианина в определенном месте, в определенных условиях, в состоянии аскетического делания.

Но, с другой стороны, «Лествица» открывает нам то, что высота духовного делания, на которую может подняться и самый простой человек, неимоверно высока. Обычный человек, стремясь к подвижничеству, раскрывает в себе невообразимые внутренние силы, которые, споспешествуемые даром благодати, ведут его ко спасению. Основная борьба подвижника, где бы он ни находился – в миру или в монастыре – направлена против греха, против духов злобы поднебесной. Мы не спрячемся от них нигде. Читая «Лествицу», мы констатируем, какие мы малосильные, теплохладные, ленивые и стыдливые.

Преподобный Иоанн не был человеком, который сидел в теплом кабинете, как часто делают ученые, и думал, что бы написать такое, чтобы развеселить честную православную публику. Этот святой подвижник в 16 лет пришел в монастырь, 19 лет был на общих послушаниях, потом 40 лет был в затворе. А в 75 лет он становится игуменом монастыря, полностью отказавшись от всех благ и утех не только мира, но и общежительного монастыря. Он смотрел внутрь, в глубины себя, в течение долгого времени очищал свою душу. Из личного опыта он дает человечеству это дивное произведение, за которым стоит пот и кровь.

Иоанн Лествичник выделяет 30 ступеней для подвижника, который готов созревать в благочестивом подвиге. Вероятно, этих ступеней может быть и больше. Но у тех, кто живет в миру, должны быть свои ступени. Но какие там ступени! Мы топчемся на одном месте год, два, десять, об одном и том же говорим: ленюсь, не могу читать молитвы, внимание рассеивается, грешу, ничего не хочу. Подвиг благочестивый иногда зажжет во мне искру желания Пасху встретить как следует, однако пройдет неделя, две, три – опять все на свои круги возвратилось. Идет четвертая неделя Великого поста и многие думают: «Как хотел к Пасхе подойти очищенным и просветленным! И опять все рухнуло: ничего не хочу, ничего не могу, но мне не стыдно и не плохо, а просто я так живу».

И вот вопрос: а зачем тогда все это надо? К чему оно? Образ лестницы, который дает нам великий подвижник благочестия, должен напоминать о том, что мы постоянно совершаем восхождение вверх. Тот, кто часто по высокой лестнице поднимается, знает, что это дело непростое: это определенная нагрузка, требует силы, это неприятно – понуждение себя идти вверх. Но там, наверху, нас ждет то, ради чего не только мы решили, что должны туда подняться и наслаждаться, нет. Это то, ради чего мы в мир пришли, то, ради чего нас Бог вызвал из небытия, задумал о нас нечто.

Название книги символическое и легко запоминаемое – «Лествица». На Синае или в Иерусалиме раздают паломникам специальные иконки: восхождение по лествице к Небу, где молится за всех преподобный Иоанн Лествичник. Посмотрев на икону, мы увидим, что подвижники благочестия падают не только с первых ступеней лестницы к Небу, но и с последних, то есть каждого ждет серьезное делание и подвиги.

Аскетическое делание, к которому мы призываемся, стоит на двух фундаментальных основаниях – это пост и молитва. Об этом говорится в евангельском зачале, которое сегодня читалось за Литургией (см.: Мк. 9, 17-29). Когда Христос исцеляет бесноватого отрока-лунатика, апостолы спрашивают Его наедине: «Почему мы не смогли это сделать, Господи?». Им непонятно, ведь они уже больше года были наделены от Христа властью недуги исцелять и бесов изгонять (см.: Мк. 3, 15), но ничего не смогли сделать в данном случае. А Христос им отвечает: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».

Нам есть над чем задуматься: предположить, что апостолы, будучи со Христом, не постились и не молились, мы не можем. Господь имеет в виду, что они делали что-то не так, что-то било мимо цели. Какими должны быть пост и молитва, чтобы бесов изгонять? Это важно, так как это два крыла нашего спасения и благочестия.

Вероятно, всему виной склонность человеческая к присваиванию себе лично добродетелей, подвигов, успехов, записывание их в свою личную копилку благочестия. Это как раз то, что граничит с прелестью человеческой в духовном смысле, когда человек глубоко ошибается, когда он делает не то, что надо. Услаждаться тем, какой ты молитвенник или постник, по плодам внешним, которые часто свидетельствуются нашими ближними, – благочестивый вид, молитва напоказ, стройное тело – это, конечно, большая ошибка.

Пост и молитва даны нам исключительно для того, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом, исповедав свою немощь, свое недостоинство, свою невозможность в принципе жить так, как Христос заповедовал. Через пост и покаянную молитву мы можем засвидетельствовать то, что, хоть мне очень тяжело и я практически ничего не могу, я хочу быть со Христом и вижу, что Он мне помогает и в молитве, и в посте. И человек понимает, что все в его жизни хорошее, благочестивое, правильное, светлое творит Христос и без этого правильного и светлого он не хочет жить, потому что оказывается в каком-то аду. Только это способно из нас сделать истинных верующих во Христа людей.

Обратимся еще раз к Евангелию от Марка. Господь говорит отцу бесноватого отрока: «Не бойся, токмо веруй, потому что все возможно верующему». А отец отвечает: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Однако веровать может кто угодно. В послании апостола Иакова есть такие слова: «Ты скажешь мне, что веруешь, и это неплохо, но и бесы веруют и трепещут» (см.: Иак. 2, 19). Но что толку-то с того, что они веруют и трепещут? Мы призваны не к верованию – чему-то внешнему, схоластическому, что можно познать умом, – но к вере как к акту доверия к тому, что нам Господь дает, что Он нас просит сделать и что Он нам обещает.

Если мы будем так расположены к делу своего спасения, то пожнем плоды не только для блаженной вечности, но и к празднику Пасхи подойдем, ликуя в своих сердцах, потому что Господь будет с нами. И то неизреченное утешение, которое Он способен и готов излить для истинно труждающихся во имя Его, станет для нас достижимо.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 4-ю Великого поста.

Преподобного Иоанна Лествичника.

11.04.2021