Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы! Дожили и до этого дня.

Святая Церковь сегодняшним днем устанавливает богослужение, которым мы можем выразить особую благодарность Божией Матери. Существует немало праздников, посвященных Пречистой, но в сегодняшний мы поособому задумываемся о событии Благовещения: неслучайно на вечернем богослужении поется акафист, традиционно именуемый в честь этого события (см.: Лк. 1, 26-38). Весь христолюбивый народ благодарит Божию Матерь за тот подвиг смирения, который Она исполнила, за то, что Она смогла Богу сказать всем своим существом: «Да будет Мне по глаголу Твоему», – и сказать это так, что Бог Слово смог воплотиться в Ее утробе.

Современный верующий человек приходит в мир, уже окруженный храмами, православием, людьми верующими, все это впитывается им с молоком матери, и поэтому многое, связанное с Божией Матерью, может им не улавливаться. Для него само собой разумеется, что есть иконы, есть прославление, есть богослужение, за всем этим непросто бывает увидеть действительно то, что Божия Матерь исполнила.

Но представим себе, как происходило событие Благовещения и тотчас следующее за ним зачатие Богочеловека. Мало кому известный в масштабах греко-римского мира поселокдеревушка Назарет, где жила никому не известная смиреннейшая Девочка. В 14 лет Она была обручена старцу Иосифу и в 15 лет (максимум) случилось Благовещение. И вот эта Отроковица являет миру неожиданную для этого возраста мудрость и боголюбие, когда общается с Архангелом, когда говорит ему: «Как будет сие, когда Я мужа не знаю? Но да будет Мне по глаголу твоему».

Она являет беспрецедентное исповедание своей веры как теснейшей связи с Богом, когда приходит к своей родственнице Елисавете и говорит: «Величит душа Моя Господа, возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призрел на смирение рабы Своей, се бо отныне ублажат Мя все роды» (см.: Лк. 1, 46-48). Несмотря на все свое смирение Она говорит о себе такие слова, которые, с точки зрения мира, могут показаться пределом гордости человеческой. Но это не так: то, что никому не известная Отроковица говорит вдруг такие великие слова, являет то, что Дух Святой был с Ней и Она говорила не от Себя.

Эта любовь к Богу Отроковицы Марии низвела в глубины Ее существа Духа Святого, Она соединилась с Ним, стала орга́ном божественной музыки, которая играла и прославляла Бога перед всей вселенной и в тот момент, и потом, на протяжении всей Ее жизни, которую можно смело назвать крестным путем. Она, с одной стороны, являла величайшее смирение, с другой стороны, показывала, как Она умеет хранить глаголы жизни вечной, которые слышала из уст Своего Божественного Сына и воплотившегося Бога.

Мы видим, что в крайние моменты опасности для Христа Богородица всегда была с Ним. Она как Мать переживала, может быть, еще больше Самого Господа о том, что может с Ним произойти. Но никакого ропота или отчаяния, никакого уныния и недовольства, которые в тяжелейших обстоятельствах обычно свойственны человеку, Божия Матерь не выказала.

На браке в Кане Галилейской Она обращается к Сыну Своему с просьбой: «Вина не имеют», а Он отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Но Она не обижается и говорит виночерпиям: «Все, что скажет вам, сделайте» (см.: Ин. 2, 3-5). Эти слова Божией Матери почаще надо вспоминать верующим людям: все, что велит вам, сделайте. Она как никто другой знает, от чего зависит наше спасение, на каких путях оно строится. Этими словами Она свидетельствует то, что это пути смирения и послушания воле Божией. Той воли, которая, на первый взгляд, просит нас исполнить что-то неудобоисполнимое, неподобающее по меркам мира сего. Ведь и виночерпии тоже призывались сделать это: наполнить водоносы водой, потом из них почерпнуть воду и нести к распорядителю пира. А когда принесли, это было уже вино высшего качества. Так и жизнь верующего человека.

Часто то, что велит нам Господь через Церковь, кажется чем-то идущим вразрез со здравым смыслом. Возьмем пост – как мы постимся, какие уставы жизни в Великий пост предлагает нам Святая Церковь. У многих современных врачейволосы дыбом встают от церковных предписанийпо питанию. Но Церковь мудрее, она больше знает, что нужно человеку для блаженной вечности. Она лучше знает человеческое естество, как это ни странно, поскольку Бог Дух Святой знает глубины человеческие лучше, чем знают все врачи, вместе взятые. И 2000 лет те верующие, которые постятся с рассудком, не расшибая лоб от фанатизма, знают, что пост приносит здоровье, успокоение, радость и о Господе, и о жизни.

Церковь не обещает нам, что мы здесь, в земной жизни, всегда будем хорошо себя чувствовать, но зато напоминает постоянно, что рано или поздно наше мирское благополучие закончится. А тот, кто здесь очень хорошо себя чувствует, что у него будет потом? Мы не знаем. Но есть гарантия того, что, по крайней мере, исполняя послушание Церкви, вдохновляясь делами Божией Матери, мы что-то приобретем для жизни вечной.

В сегодняшний день мы благодарим от сердца Божию Матерь за то, что Она совершила Великое – дала возможность человечеству получить дар спасения через Боговоплощение, а также за Ее немногие, но очень важные слова, которые мы слышим со страниц Евангелия. Пусть Господь по молитвам Божией Матери, под Ее Покровом дарует каждому из нас неленостно, ревностно подвизаться в исполнении спасительных велений Божиих.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в субботу Акафиста.

17.04.2021