Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с пятой Неделей Великого поста, памятью преподобной Марии Египетской!

В сегодняшний день евангельское зачало устремляет нас в Иерусалим к празднику Пасхи (см.: Мк. 10, 32-45). В Евангелии от Марка мы читаем очень важный диалог между Христом Спасителем и Его ближайшими учениками. Господь сказал: «Се восходим в Иерусалим и Сын Человеческий будет предан на распятие, и будут бить Его, и оплюют, и поругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет». В этот момент подошли два ближайших ученика, Иаков и Иоанн Богослов, которые были со Христом во время важнейших событий Его общественного служения, и попросили, чтобы Он в Своем Мессианском Царстве посадил их одного справа, а другого слева от Себя. И прочие ученики начали роптать на них за эту просьбу.

Святые толкователи объясняют, что ропот был вызван обычной завистью, поскольку и прочие апостолы хотели оказаться рядом со Христом в Его Царстве. Но Господь сказал: «Сесть справа или слева от Меня в Царствии Божием не зависит от Меня, но кому уготовано. Но можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». Ученики сказали: «Да, Господи». На это Он ответил: «Эту чашу будете пить и крещением креститься будете».

А дальше следует важное поучение о том, что Царство Божие со своими законами несочетаемо с мирскими царствами: в мире сем человек всегда будет всячески пытаться занять лучшее место под солнцем – то, где потеплее и посытнее, – и сделать так, чтобы не быть слугой для других, но чтобы все у него были слугами. А Царство Божие живет по законам противоположным.

Для христианина сегодняшний диалог и поучение Спасителя являются жизненно определяющими. Вступившие на стезю спасения, крестившись в нашего Господа, мы, по сути дела, тоже пообещали Ему пить ту чашу, которую Он пьет, и креститься крещением, которым Он крестится. Неслучайно одно из важных прошений на мирной ектение при Таинстве Крещения над верующим человеком, когда начинается освящение воды, звучит так: «О еже быти ему сра́слену и причастнику (то есть быть вживлену) смерти и воскресения Христа Бога нашего, Господу помолимся».

Иными словами, мы обещали Господу приобщиться к страданиям ради спасения своего, к той боли, которую Господь каждому из нас для нашего спасения дает. Но мы постоянно своим поведением, своей жизнью говорим: нет, Господи, подожди еще чуть-чуть, не сейчас, не пришел еще тот момент, когда я готов буду к этому. В Царствии Божием я, конечно, оказаться рядом с Тобой очень хочу, но сейчас еще не тот момент, который должен меня к Царству приблизить.

Нам часто кажется, что поскольку в нашей жизни все движется – мы растем, заводим семью, переезжаем, меняем работу – то чем дольше мы живем, тем ближе ко спасению. Но это может быть обманчиво. Истинную жизнь, гарантирующую человеку спасение, можно уподобить водовороту на большой воде. И человек знает, что только оказавшись в эпицентре этого водоворота, он попадет туда, куда нужно. Но мы очень часто вращаемся на периферии, всячески барахтаясь и пытаясь сделать так, чтобы не попасть в эпицентр.

Или другой пример. Самая простая задача из математики, которую каждый понимает: если путника, находящегося в пункте А, приглашают в назначенное время в роскошный дворец в пункте Б на великое торжество, то войти во дворец вовремя можно при одном условии: если он пройдет путь из пункта А в пункт Б к определенному времени, когда ворота во дворец будут открыты. Наша жизнь подобна данной задаче. Суть моей жизни предельно проста: я постоянно нахожусь в пункте А, никуда из него не выходя, но мечтаю, что во дворце пункта Б буду пировать и веселиться. Но путь из пункта А в пункт Б – это не просто проживание жизни, нет, это именно дорога через страдание, спострадание Христу в том пути, который прошел Он. Если этим не заняться, если к этому не приобщиться, ничего не выйдет.

Христос говорит апостолам: «Не от Меня зависит дать вам место слева и справа от Меня». А почему? – могли бы спросить апостолы. Ведь все зависит от Него, Он Всемогущий и Всеведущий Бог! Может, Господь говорит так в воспитательных целях? Мы не знаем. Вероятно, Христос говорит так, потому что это зависит исключительно от человека, от его труда. Если сам человек не сподвигнется, как бы ни хотел Христос, Он не сможет это сделать. Поэтому Он свидетельствует, что это место достанется тому, кому уготовано.

И еще одно. Ответ Христа не дает возможности человеку понять, где он все-таки окажется, прожив свою жизнь, – в Царствии Божием или в аду – чтобы человек понял, что самое главное – быть со Христом и в Царствии Божием, и здесь, на земле. И только тот, кто по своей любви к Нему шагает в эту страшную, на первый взгляд, бездну страдания и боли, ради того чтобы быть с Господом, свидетельствует о своей способности в Царствии Божием быть.

Но важно и другое. Только когда христианин начинает идти по означенному пути, многое в его понимании, в его чувствовании сердечном что́ есть истинное Царство Божие проясняется. Ведь нередко человек фантазирует о том, что он знает, что́ есть Царство Божие, Кто есть Христос, кто есть он сам. Только страдание ставит все на свои места.

Сегодняшний день, стоящий на рубеже двух недель до светлого праздника Пасхи, еще раз каждого из нас призывает по-особому поработать Богу хотя бы в это оставшееся время, которое пролетит мгновенно. Пусть Господь за наш малый подвиг даст нам возможность уразуметь, сколь Он благ, сколь блаженна радость о том, что каждому из нас Он даровал вечное спасение.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю Великого поста.

Преподобной Марии Египетской.

 18.04.2021