Проповедь протоиерея Георгия Климова в Лазареву субботу

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Лазаревой субботой! Сегодняшний день – день окончания Святой Четыредесятницы: завтра Вербное воскресение, потом уже Страстная Седмица.

Сегодня мы вспоминаем евангельское событие, описываемое в Евангелии от Иоанна, – воскрешение Четверодневного Лазаря (см.: Ин. 11, 1-45). Оно особняком стоит среди прочих чудес Христовых и являет силу Божественную по отношению не только к одному человеку по имени Лазарь, но и к каждому из нас. Господь не избирательно действует по отношению к человеческому роду – одних любит, а других нет. Его любовь непреложна, незыблема и абсолютно одинакова к каждому человеку.

А это значит, что из события воскрешения Четверодневного Лазаря каждый может извлечь для себя лично очень серьезный урок. В евангельском повествовании бросается в глаза то, что Господь прослезился, когда сестры сказали Ему: «Пойди, Господи, и посмотри, где лежит умерший Лазарь». Это самый короткий стих в Четвероевангелии, всего два слова: «Прослезися Иисус», – но в пронзительности ему нет равных. Господь плачет над Четверодневным Лазарем. Почему?

С одной стороны, Он Лазаря любит. С другой стороны, Господь плакал потому, что вечная смерть держала в своих цепких объятиях род человеческий, мучала и терзала и человек находился под властью этой вечной смерти. Он не просто находился в плену, как раб у рабовладельца, не просто находился в темнице, как заключенный. Нет. А человек с радостью, с наслаждением на эту вечную смерть работал, находя в этом удовлетворение. Вот почему плачет Бог – Он вызвал из небытия человечество совсем для другого!

Второй необыкновенный по накалу чувств стих сегодняшнего Евангелия – это слова Господа, обращенные в открытую пещеру, где находилось тело четверодневного, уже разлагающегося мертвеца. Христос «возгласил гласом велием», то есть прокричал такие слова: «Лазарь, гряди вон!». Эти слова символические, они очень важны для каждого из нас. Господь не хочет, чтобы мы оставались в гробовых пещерах, которые человек часто для себя создает, строя, как ему кажется, уютный мирок, где смердят его грехи и страсти.

И Господь не просто просит, не просто подводит нас к размышлению о том, что, может быть, эту пещеру со зловониями нужно покинуть. Он, сначала возрыдав, громким голосом приказывает: выходите вон из этой пещеры гробовой. Для верующего человека, который подвизается здесь, в этой жизни, ради своего спасения, эти слова понятны. И задерживаться в своей любви к миру, в своих пристрастиях к тому, что, как нам кажется, может доставить нам счастье, не следует. Но все-таки согласие на то, чтобы покинуть эту зловонную пещеру, мы должны дать. И тогда мы, обвязанные грехами и страстями по руками и ногам, сможем ее покинуть.

Лазарь был богатым человеком, его погребли со всеми почестями: возлили нард пистикийский или миро – смолисто-маслянистую бальзамирующую благовонную жидкость – пропитав ей саван, в который окутывали умершего перед положением в гроб. Миро предохраняло от гниения и отбивало запахи тлена. Мертвецов обвязывали погребальными пеленами по рукам и ногам. И вот в этой пелене Лазарь выносится Божественной Силой из пещеры – это еще одно величайшее свидетельство всемогущества Божия.

Но ведь Лазарь после чудесного воскрешения все равно умер. Зачем же это знамение совершает Господь?

В первую очередь для того, чтобы вывести человечество из чувственности и жестокосердия. Лазарь вновь вызван для временной жизни, чтобы каждому из нас дать ошеломляющее свидетельство присутствия духовного мира здесь и сейчас, сообщить о том, что реальность божественная никуда не исчезает, как дым, не растворяется в небытии. Она всегда есть, и она реальней, чем этот мир перед нашими глазами. Но Господь совершает воскрешение Лазаря еще и как знамение Своего славного воскресения, когда Он Своею собственною силою воскреснет и через это явит залог воскресения и вечной жизни для каждого из нас.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы прославляем нашего Господа. Этот великий праздник – символ того, что уготовано для рода человеческого. Но еще мы по-особому задумываемся о том, как мы живем: не связаны ли мы по рукам и ногам страстями и грехами, которые не дают нам возможности стать живыми, из-за которых мы тлеем и не приближаемся ко спасению?

Над многими из нас плачет Господь, ко многим обращает постоянно вопль: гряди вон! Нужно только прислушаться внимательно, и мы обязательно его услышим. И тогда, даст Бог, мы покинем свои гробовые пещеры и выйдем навстречу Христу. И Светлое Христово Воскресение, как сверкающий луч солнца, осветит нашу жизнь и дарует радость о том, что и нам уготована эта славная участь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Лазареву Субботу.

24.04.2021