Проповедь протоиерея Георгия Климова во вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница

Благодарим вас, дорогие братья и сестры, за соборную молитву в день поминовения всех от века почивших православных христиан. Это первое заупокойное богослужение после праздника Пасхи.

Для верующего человека то, о чем мы молимся на заупокойных богослужениях, является не второстепенным, а самым насущным на потребу. Наверное, каждый человек, который уже перешагнул экватор своей жизни, находясь в здравом уме, понимает, что рано или поздно он переступит и порог вечности. Иногда, конечно, приходится себя уверять в том, что это произойдет, и если это бывает, то лишь по гордости человеческой. Но кто может дать ответ на вопрос: все ли с нами будет там хорошо, можно ли заручиться какими-то гарантиями?

В центре всего нашего мироощущения стоит непреложная истина – то, что Христос воскрес. По мысли Апостола, «Христос воскрес, и поэтому вера наша не тщетна» (ср. 1 Кор. 15, 13-14). Одно то, что Событие это произошло в истории человечества, уже является мощнейшим гарантом, который никто никогда не может ни уничтожить, ни скрыть, гарантом того, что есть блаженная вечность, она ждет каждого из нас. Но тогда как в нее войти?

От своего желания, от своих личных попыток стать хорошим по своему разумению вряд ли что-то изменится. Мы понимаем, что этого недостаточно, это все блеф, это все дым, который просто исчезает, на весах Божиих он не весит ничего абсолютно. Но есть что-то, что может нам это гарантировать.

Cегодняшнее Евангелие содержит очень важные слова, которые всем нам знакомы и в силу этого часто, к сожалению, воспринимаются нами как банальность, какой-то словесный фон. Это слова: «Так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (см.: Ин. 3, 16). Если сказано о том, что Бог возлюбил мир, то это не значит, что Он возлюбил какую-то абстрактную планету Земля, летящую среди галактик. За этим стоит любовь к каждому из нас, любовь конкретная и самая что ни на есть максимальная, которую только может представить себе человек.

И эта любовь выразилась в том, что Своего Единородного Сына отдает Бог для того, чтобы спасти каждого человека. Но Бог ведь в силу Своего всемогущества не может не достичь результата, которого Он достичь восхотел. Именно поэтому, если ты веришь во Христа, Воскресшего Спасителя, значит, ты имеешь залог вечной жизни, а если не веришь, то тогда ничего не поможет. И, может, поэтому дальше в Евангелии сказано: «Неверующий во Христа уже осужден» (см.: Ин. 3, 18).

Почему человек осуждается, если он не верит? В этом случае мы не говорим о неверии, которое связано с объективным незнанием о благовестии, о Христе, – у таких людей будет свой суд Божий. Но когда человеку дали абсолютно все для того, чтобы узнать о том, Кто есть Христос и в чем суть Его проповеди, и человек не захотел поверить, он уже осужден на вечные муки. Почему же Бог не может ему помочь? Потому что Бог может все, кроме одного – спасать человека против его нежелания исправляться.

Если человек не хочет каяться, он может что угодно делать: нести любые послушания в церкви, читать тоннами различные церковные книги, знать прекрасно закон Божий, владеть знанием догматического богословия. Однако, если он не имеет нужды в покаянии, если он не знает, в чем ему каяться, то такой человек ставит под вопрос свою блаженную вечность.

Когда мы молимся о упокоении наших сродников, мы неслучайно постоянно говорим: нет человека, который бы жил и не согрешил, только один Господь безгрешен и слово Его – истина. Но Господь еще и милосерден. Прощает Он нас не потому, что мы праведники или можем какую-то праведность сами стяжать, не потому, что мы хорошие или сможем быть хорошими, – никогда этого не будет. Наша «хорошесть» может определяться только тем, что мы перед Господом сознаемся в том, что мы грешники, ничего не можем сделать доброго и все, что бывает в нашей жизни хорошего, это от Него. Точно так же и наша святость может проявляться только в одном: это полное осознание своей греховности.

Чудо Божиего милосердия в том и заключается, что Господь спасает нас не за нашу праведность, а по Своей любви и милосердию. И от нас требуется только одно – расположиться правильно к этому дару, сердечно расположиться к покаянию за ту жизнь, которую мы ведем, которая буквально кричит об одном: мы ничего не можем сделать нормального для своего спасения. Но одно мы можем, и поэтому безответны: мы можем любить Бога.

И еще одно: мы верим, что за нашу любовь к Нему Господь простит и тех, за кого мы молимся в родительские субботы или в такой день, как сегодняшний, – в Радоницу. Пусть Господь укрепляет нас в самом главном делании нашей жизни – покаянном, тогда молитва у нас будет правильной и спасительной, тогда все те, за кого мы молимся, действительно там воздохнут, потому что Господь обязательно облегчит их бытие, простит, очистит их грехи.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

во вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. 

11.05.2021