Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю по Пасхе,  о самаряныне

Христос Воскресе! С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о самаряныне, поскольку мы слышали зачало из Евангелия от Иоанна, где повествуется о беседе Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с самарянкой – женщиной, которая жила в одном из Самарийских селений (см.: Ин. 4, 5-42). Встреча произошла возле колодца, там, где Господь сел отдохнуть, утрудившись, и куда женщина пришла за водой.

Их беседа всем нам хороша знакома: в эпицентре ее стоят слова Христа о поклонении Богу. Женщина спросила: «Где нам должно правильно поклоняться Богу?». Спаситель ответил: «Грядет час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу Богу не на горе сей, то есть на горе Гаризим близ Самарийских селений, и не в Иерусалиме, но в духе и истине».

Верующий человек интуитивно улавливает, что самое главное не обряд, не то, что окружает нашу молитву, хотя это, бесспорно, важно. Сердцевина истинного поклонения Богу заключается в нас самих: наше сердце и наш ум – вот что в первую очередь призвано Богу поклоняться в духе и истине. Но что именно стоит за этими словами Господа, то есть как правильно это поклонение осуществить?

Мы можем смело утверждать, что поклонение Христа Богу Отцу, поклонение по человечеству, которое Господь совершал, когда, например, молился, проходило в духе и истине. Мы можем также четко свидетельствовать, что это поклонение сопровождалось самой жизнью Богочеловека, такой, которая тоже может быть обозначена как жизнь в духе и истине перед Богом. Значит, для того чтобы ответить на наш вопрос, нам необходимо изучить слова, действия, даже поведение Богочеловека.

Из сегодняшнего повествования открывается для нас удивительное свидетельство, что значит жить перед Богом в духе и истине. Христос встречается с самарянкой. Как сердцеведец Он знает, кто она, и она сама, конечно, знает, что является грешницей, но, по всей вероятности, самарянка привыкла скрывать от людей свой порочный образ жизни. И у Христа были все возможности и права, чтобы с этой женщиной более строго поговорить, чтобы жестко отчитать ее за то, что она делает, совершая такую безобразную жизнь.

Но произошло ли это? Дело Богочеловека, слово Богочеловека, вид Богочеловека действовал особым образом на любого, встречающегося с Ним, но только того, кто искал истину, это исцеляло, направляло к поиску блаженной вечности и стяжанию дара благодати.

Христос сказал самарянке: «Пойди и приведи мужа своего», – а она ответила, что у нее нет мужа. По человеческой логике Христос, чтобы доказать, что Он выше праотца Иакова, мог бы сказать: «Ты меня обманываешь, и Я могу засвидетельствовать, что это не так». Но происходит нечто неожиданное, Христос говорит: «Ты правду речешь». И вот это отношение Христа к любому человеку, который бы с Ним ни встретился, вне зависимости от того, каким он был по жизни – праведным или грешным, красивым или страшным, добрым или злым – это Его абсолютно ровное отношение изливало на человека дар божественной любви и не могло не преобразить встретившегося с Ним.

В Ветхом завете есть такое выражение: нельзя увидеть Бога и не умереть. Новый завет это выражение преображает: нельзя встретиться со Христом и не умереть для греха после этой встречи. По сути дела, это и произошло с женщиной: мы видим, что она тотчас преображается и начинает искать высшее, и задает вопрос: «Что нужно делать, чтобы поклоняться правильно Богу?», – то есть она спрашивает, что нужно сделать для того, чтобы спастись.

Итак, Христос показал, что значит жить в духе и истине. Прежде всего это терпеливое, спокойное, ровное, располагающее к поиску вечной блаженной жизни, любви к Богу отношение к человеку. И для нас это очень актуально в наш суетный век, когда кругом объективно, а часто и субъективно, по нашей вине очень много зла и очень много недоброго творится. Если мы посмотрим на то, как общаемся не то что со случайными людьми, а с самыми что ни на есть нашими ближними, которых мы должны возлюбить по заповеди, то сравнить это общение с тем общением, которое имел Христос с людьми, представится невозможным.

А это значит, что от такого нашего общения никакого поклонения Отцу в духе и истине произойти не может. И от нашей безобразной жизни, часто хамского отношения к ближним и дальним никакой молитвы, которая смогла бы нас вознести, чтобы поклониться Богу в духе и истине, тоже быть не может. И поэтому сегодняшнее евангельское зачало, которое имеет в себе немало поучительного, отчасти приоткрывает нам ответ на важный вопрос: что нужно делать и как нужно жить, чтобы спастись и войти в жизнь вечную.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. 

 

30.05.2021