Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем – первой Неделей по Пятидесятнице, Неделей всех святых!

Сегодня Святая Церковь чествует всех от века у Господа прославленных святых угодников Божиих, которые известны нам или не известны, которые когда-то будут явлены миру и о которых мир никогда не узнает. Но о них знает Господь: Он знает их сердца, Он знает их подвиг, Он знает ревность, которую они проявили в деле богоугождения.

Когда мы слышим слова Церкви о святых угодниках и о том, что мы все призваны к святости, то не всегда эти два слова в наших умах «стыкуются». Одно дело – святой угодник Божий, а другое дело – святость. Я призван к святости, но не призван к тому, чтобы быть святым. Но здраво и логически рассуждающий человек скажет, что абсурдно так думать: если призван к святости, то призван и быть святым, как же иначе?

И вот важный вопрос: на чем зиждется спасение человека, что сделать нужно, чтобы стать святым? Неслучайно в сегодняшнюю Неделю всех святых Церковь заповедует нам слушать евангельское зачало, где Господь говорит, на первый взгляд, очень суровые слова. В Евангелии от Матфея сказано: «Тот, кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (см.: Мф. 10, 37). В Евангелии от Луки этот текст звучит по-другому: «Кто не возненавидит отца или мать, не возьмет крест и не пойдет вслед за Мною, тот не может быть Моим учеником» (см.: Лк. 14, 26-27).

Апостол Петр спрашивает Христа: «Что будет нам в пакибытии, оставившим все абсолютно и вслед за Тобой пошедшим?». Господь отвечает ему и прочим апостолам, а в их лице и всем нам, конечно, последователям Церкви: «Нет здесь, на земле, человека, который ради Христа и Евангелия оставив все, что имеет, – дома, имения, богатство, отца, мать, жену, детей, братьев, сестер – не получил бы сторицею в пакибытии» (см.: Мф. 27-29).

Но что значит оставить? Ведь не может Господь призвать нас нарушить одну из главнейших заповедей: «Чти отца и мать, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (см.: Исх. 20, 12). Христос Сам сказал, что пришел закон не нарушить, а исполнить, и небо и земля прейдут, но ни одна черта в законе не прейдет до тех пор, пока не исполнится все (см.: Мф. 5, 17-18).

К чему же Он призывает? Конечно, Господь призывает нас отказаться от эгоизма, самого что ни на есть простого и плоского, который пронизывает абсолютно и полностью все сферы нашей жизни – и личной, и семейной, и общественной, и церковной, и политической, какой угодно. Кругом один эгоизм. И проблема человека заключается в том, что от этого эгоизма он получает наслаждение: этот эгоизм он назвал любовью. А поскольку для меня эгоизм и любовь – одно, то Христос хочет говорить со мной на моем языке. И говорит: любовь к отцу, матери, ребенку, к кому угодно, которая является проявлением твоего собственного эгоизма, а не любовью, то есть желанием того, чтобы тебя любили, а не ты любил, и ты делаешь все для того, чтобы тебя любили, а не ты любил, вот от всего этого отказывайся. И если не откажешься, не наследуешь ничего, окажешься в пустоте.

Христос, Который сотворил человека, знает, что нет никого на земле, кто бы не был создан для любви к Богу и не смог бы воспылать ответной любовью к Богу. Но только эта любовь Божественная не пробивается к сердцу, не может пройти, как солнечный луч сквозь плотные тучи, из-за окаянного эгоизма нашего.

И поэтому Христос говорит: как только ты оставишь свой эгоизм, тотчас сердце наполнится тем, чем должно быть наполнено, – любовью к Богу. Но грех настолько глубоко вошел в наше естество, настолько тесно, глубинно срастворился с ним, интегрировался в него, что для человека отказ от греха, по сути дела, является отказом от самого себя. Господь говорит: нужно взять свой крест, нужно идти на голгофу, чтобы пролить кровь, нужно заклать этого ветхозаветного человека, который постоянно в нас требует вот этой эгоистической любви.

Если мы посмотрим на святых угодников Божиих, коих миллионы, не будет абсолютно исключений, не будет ни одного, который бы замкнулся на себе, который бы стал подвизаться ради того, чтобы на него смотрели люди, восхищались им или чтобы людей потом учить, как правильно жить, верить, спасаться, конечно, нет. Все святые, отказавшись от всего, что является проявлением их собственного эгоизма, начали служить Господу, восчувствовали Его любовь к себе и воспламенели ответной любовью.

И если мы внимательно вслушаемся и вчитаемся в те песнопения, которые посвящаются самым великим святым, как наиболее ярким звездам, сияющим на небе, то мы услышим, что Церковь постоянно говорит: они эту любовь ко Христу возымели, и воссияли, и просветились через эту любовь. И поскольку они засвидетельствовали перед Ним свою святость, иными словами, тот путь спасения, которым шли, показали, что этот путь праведен и правилен,  Господь являет святого угодника миру, чтобы он сказал ближним своим, братьям меньшим и сестрам, то есть нам с вами, как идти путем спасения.

В сегодняшний день каждый из нас является в определенном смысле тезоименинником, поскольку прославляются все угодники Божии. И мы молимся, чтобы они своими молитвами, своим предстательством у Господа Славы ходатайствовали о нас, немощных и робких, ходатайствовали о том, чтобы ревность в деле богоугождения, которую имели они, хотя бы частично, хотя бы вмале касалась и наших собственных воль и желаний, чтобы мы побольше отказывались от своего и побольше старались исполнить то, что хочет от нас Господь.

Если мы будем идти этим путем, то обязательно достигнем святости и окажемся в Царстве невечерней славы с Господом и сонмом святых угодников Божиих, окажемся там, где нет не плача, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Аминь.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице. Всех святых.

 

27.06.2021