Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем со второй Неделей по Пятидесятнице!

Сегодня Святая Церковь прославляет всех святых, в земле Русской просиявших. Для человека, который является носителем русского православия, это особый день и особый праздник, в который мы задумываемся о том, что объединяло всех тех, кого мы именуем святыми Русской земли. Конечно, на этот вопрос ответить непросто, поскольку у нас есть сонм святых, тысячи святых Русской земли, которые подвизались в разных подвигах: это и святители, и мученики, и преподобные, и блаженные, и юродивые, и девственники. Но есть нечто, что объединяло их всех.

Первое – это то, что они постоянно ходили пред Богом. Для каждого из них завет Господа: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 33), – был основополагающим, фундаментальным законом жизни, и они не хотели знать другого закона. Даже обычный верующий человек понимает, что, исполняя этот закон Христов, нужно в свою жизнь ввести определенные ограничения. Поэтому второе, что объединяло всех святых Русской земли, это неимоверная простота хождения пред Господом. Это то, чем, к сожалению, не может похвастаться современный человек.

Например, житие преподобного Сергия Радонежского дает точные координаты этой простоты. Однажды один князь приехал в монастырь преподобного Сергия для того, чтобы встретиться с духоносным, светоносным чудотворцем и старцем. Преподобный в это время возделывал огород: он ходил с мотыгой и окучивал овощи, которые выращивал. Человеку, который увидел на огороде преподобного Сергия, даже в голову не пришло, что это может быть он. Он пообщался с тружеником, спросил, где игумен, а потом сказал удивительные слова: «Тут все так скудостно, все нищенски, все сиротински».

Нечто подобное произошло, когда в пределы нашей страны в середине XIV века приехал один из константинопольских архиереев. Когда ему рассказали о преподобном Сергии, о тех чудесах, которые от творит, епископ с недоумением сказал: «Как может в таких странах такой светильник явитися?». И после этого он ослеп. Наверное, Господь хотел его по-особому вразумить и показать, что вне зависимости от того, в каких пределах и в какое время подвизается верующий во Христа человек, место его подвига может стать для него святым и сам человек может освятиться.

Смело можно говорить, что мы являемся плотью от плоти и кровью от крови святых Русской земли, и каждому из нас очень важно иметь ту простоту, которую они имели.

Та запутанность жизни, в которую мы постоянно себя ввергаем через суету, через то, как мы пытаемся оценить свои поступки глазами ближнего, а не тем, как смотрит на нас Господь, делает нас неимоверно сложными людьми. Мы и сами это чувствуем, когда приходим на исповедь или пытаемся выяснить для себя важные духовные вопросы, постоянно спотыкаясь о те преграды духовные, которые сами себе поставили.

Вот, к примеру, человек пытается разрешить важный жизненный вопрос. Казалось бы, Господь ясно и просто заповедует, как поступать в тех или иных случаях. Но мы ведь особые, мы ведь сложные, мы ведь очень гордые. И поэтому одно мы принимаем из заповедей Христовых, другое – не принимаем, а третье – мы подумаем, может, исполним, а может, нет. И вот эта выборность постоянно отравляет жизнь верующих людей. Мы не даем покоя ни себе, ни ближним, нам постоянно кажется, что кто-то, что-то против нас пытается сделать плохое, злое, ненормальное, неадекватное. Окружающих людей люди церковные часто делят на три группы: это болящие, это бесноватые, это нецерковные. Какая страшная оценка! Ведь это ненормально, не должно быть так.

Для современного верующего человека важнейшим критерием того, как нужно правильно жить в простоте евангельской и спасаться, должен быть такой критерий: нужно задавать себе вопрос, насколько постоянно мы думаем о том, как выглядим перед Господом своим. Перед Господом, а не перед ближними, не перед священниками, не перед теми, кто нас знает, а особенно не перед теми, кто нас не знает: ведь если окружающие нас думают о своем спасении, им во многом все равно, как мы выглядим.

Именно перед собой надо ставить вопрос: как я выгляжу перед Господом, достоин ли я носить Его Имя Святое, не огорчаю ли я Его, не прогневляю ли я Его всеми теми поступками, которые я совершаю или намереваюсь совершить? Вот это будет очень важно для каждого из нас. Это непросто осуществить, но тот, кто за дело возьмется и начнет так поступать, сразу почувствует в своем сердце, какая бездна покаяния открылась в нем. Человеку этому будет о чем подумать и будет чем заняться с самим собой для того, чтобы исправиться.

В сегодняшний день, когда мы молимся всем святым, в земле Русской просиявшим, будем от сердца обращаться к ним, чтобы они научили нас своим примером ходить перед Богом и думать постоянно о Нем. И все, что мы ни делаем в нашей жизни, будем соотносить с тем, какую оценку в глазах Господа мы заслуживаем. По крайней мере будем помнить об этом, будем знать, что если наша жизнь исправится, то в определенном смысле мы будем достойными тех, кого сегодня прославляем, – всех святых Русской земли.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых,

в земле Русской просиявших.

04.07.2021