Проповедь протоиерея Георгия Климова в рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником рождества Иоанна Предтечи!

Сегодня особый день в жизни Церкви. Обычно, когда мы чествуем Иоанна Крестителя, мы вспоминаем драматичные события евангельской истории, но здесь мы радуемся, поскольку родился в мир человек, и человек особый. О нем Господь сказал, что не восставал никогда такой пророк, как Иоанн Креститель, он даже больше пророка (см.: Мф. 11, 9-11).

Образ Иоанна Крестителя для Церкви Христовой – это всегда образ проповедника покаяния, тот аскетический идеал, к которому Церковь призывает человека, могущего подвизаться в подвиге или, лучше сказать, в подвигах различных видов воздержания.

Сегодня мы вспоминаем рождество пророка и по-особому задумываемся о том, как приходят люди в мир. В Евангелии от Луки сказано, что праведный священник Захария и его жена Елисавета уже вышли за пределы возраста деторождения, когда Господь ниспослал им это чадо (см.: Лк. 1, 5-25). Архангел Гавриил является Захарии, когда тот возлагает фимиам на кадильный жертвенник, и открывает ему о скором рождении младенца. Захария удивляется и не верит словам Архангела, потому что по человеческому рассуждению, по закону опыта человечества он понимает, что это невозможно.

При встрече Архангел говорит: «Услышана молитва твоя». Можно предположить, что молитва Захарии была о том, чтобы Господь послал им с Елисаветой ребенка. А потом прошло 20, 30, 50, может быть, 70 лет – мы не знаем – и было забыто и оставлено это дело, угасла надежда на то, что это когда-то произойдет. Но у Господа не изнеможет никакой глагол. Благословение, данное Захарии, свидетельствует о том, что у Бога не может быть не услышана молитва, если ты от сердца молишься к Нему. Но Господу лучше знать, когда ниспосылать благословение о просимом – в момент молитвы, или через год, или через 50 лет. Но то, что Господь слышит и печется о человеке, который просит Его о чем-то, это абсолютно точно.

Однако молитва Захарии была и о другом: о том, чтобы Мессия, Спаситель всего человечества, пришел в мир и избавил людей от смерти, от греха и от проклятия. Наверное, в первую очередь эту молитву исполняет Господь.

Из церковной истории мы знаем, что приходящие в мир праведники, такие как Иоанн Креститель, Дева Мария и многие другие святые угодники Церкви Божией, являлись не плодом похоти, но плодом молитвы. Когда человек уже думает о вечности, печется совсем о другом, и у него рождается ребенок, то это часто отражается на всей жизни младенца, на нее кладется будто неизгладимая печать. С другой стороны, здесь действует огромная сила благодати, и этот ребенок в будущем являет миру величайшие подвиги воздержания, чем и отличался святой Иоанн Креститель.

Его покаяние и аскетизм запредельны, это необыкновенно высоко поднятая планка. На жизнь пророка можно только смотреть, восхищаться и в недоумении сознавать, на какие высоты духа может вознестись человек в своей любви к Господу, в деле Богоугождения и покаяния. Мы молимся Иоанну Крестителю, чтобы хотя бы часть того аскетического делания, которое явил он человечеству, мы смогли реализовать в своей жизни.

А вот в плане покаяния, к которому он призывает, мы должны быть очень внимательны, так как учение Церкви о покаянии зиждется на словах Крестителя и на словах Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (см.: Мф. 4, 17). Нам необходимо стараться всячески вслушиваться и вчитываться в это учение, чтобы никогда не уставать и не унывать от того подвига, который несем, а самое главное, никогда не обманывать себя, считая, что мы что-то в покаянии понимаем и что-то уже исполнили.

Нет предела человеческому покаянию перед Господом – это учение Церкви. И тот, кто решил, что уже все сделал и во всем покаялся, глубоко ошибается. Подобно тому как цели достигнуть может только летящая стрела, достигнуть цели в деле своего спасения может только кающийся человек. Человек, который остановил свое покаяние, который сказал: «Все, я все исполнил», – подобно стреле остановившейся, тотчас падает и цели уже не достигнет.

Мы молимся Иоанну Крестителю, чтобы то покаяние, к которому призваны, о котором много знаем, мы все-таки пытались в своей жизни осуществлять. Чтобы оно касалось не только наших внешних дел, подвигов, но, самое главное, касалось изменения нашего мироощущения, входило в глубины наших сердец и извергало оттуда вон всю нечистоту, всю похоть, все заблуждения, которые мы часто имеем и несем, и научало нас быть истинными последователями нашего Господа, каким был Иоанн Креститель.

Несмотря на высоты духа, которых он достиг, пророк до самых последних дней и мгновений жизни приносил Господу величайшее покаяние, понимая, что человек удобопреклонен ко греху, каким бы он ни был. И оставить покаяние – значит оставить все.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над подвигом Крестителя и тем подвигом, который несем мы, говорил так: если сей дивный муж, достойный неба и земли, обилующий величайшими подвигами, не успокаивался и всю жизнь каялся, то представь, чего будем перед Господом на Страшном суде достойны мы, которые вечно нежимся, ищем комфорта, намощаемся всякими благовониями и стараемся всячески сделать так, чтобы стать легкой добычей диавола. Пусть эти слова святителя, выявляющие резкий контраст между нашей беспечной жизнью и праведной жизнью пророка, станут для нас движущей силой в деле истинного покаяния и спасения.

Аминь.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в рождество честного славного Пророка,

Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

07.07.2021