С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с 3-ей Неделей по Пятидесятнице!

Традиционно в этот день Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея, которое святыми толкователями именуется учением о промысле Божием (см.: Мф. 6, 22-34). И начинается оно со слов Господа: «Светильник для тело есть око». И дальше Господь говорит: «Если око твое будет светло, то все тело твое будет таково, а если твое око будет темно, то все тело твое будет худо. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то как же велика тьма».

Далее следуют слова Господа о том, что человек не может работать сразу двум Господам: или одного он будет любить, а другого ненавидеть, либо об одном он будет радеть, а до другого ему не будет дела. Поэтому Христос призывает нас: «Не пекитесь о том, что вам есть, что пить, во что одеться, потому что всего этого ищут язычники. Ищите прежде Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам».

Конечно, слова о том, что для тела светильником является око, могут быть понимаемы символически, об этом говорят святые толкователи. Подобно тому как для тела светопроводящим органом для ориентации в пространстве является глаз, для души таким органом, «глазом» является ум. Таким образом, если будет ум прост, то и жизнь человека будет проста, он может ходить пред Богом так, как Господь заповедовал, а если ум будет не прост, а лукав, сложен, то тогда и жизнь человека будет злой, тогда человек вместо спасения будет заниматься совсем другими делами.

Но важно здесь другое: погруженные в суету, мы изнываем от окружающих нас плохих обстоятельств. Но почему мы воспринимаем эти обстоятельства как плохие? Возможно, сегодняшнее евангельское чтение является ответом на этот вопрос. Именно в силу того, что наши умы очень лукавы, очень злы, очень непросты, то, что окружает нас, воспринимается нами как зло.

А между тем учение Церкви говорит нам о возможности другого. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это были не пустые слова: он действительно стяжал дух мирен, воспринимая все то, что происходило вокруг, именно как дар от Бога, который помогал ему спасаться.

И неслучайно апостол Павел, которого сегодня мы слышали за Божественной Литургией, говорит о том, что «любовь Божия Духом Святым излилась в сердца ваши» (см.: Рим. 5, 5). И для верующего человека не всегда просто эти слова воспринять, потому что тот орган, в который изливается эта любовь, – сердце – часто бывает непросто и несветло, и нам сложно понять, излилась ли любовь или не излилась.

Но апостол Павел утверждает: свидетельством этой любви, того, что она есть, хотя ты ее, возможно, не чувствуешь, является то, что Христос за нас, пребывающих в грехе людей, крайне неблагодарных, проливает Свою пречистую кровь. Дальше апостол Павел говорит так: Христос делает то, что из человеков, из людей никто не сможет сделать даже за друга, если только в редких случаях. Значит, Господь еще до того, как мы приходим в сознание истины и начинаем Ему работать, спасает нас. По словам апостола, спасение – это дар Божий и это не от нас, но благодатию мы спасены. Следует обратить внимание на то, что в апостольском послании это сказано уже в прошедшем времени, то есть все спасение совершено.

И вот та радость, которая не может не охватить нас от осознания того, что мы спасены, должна заставить человека с благодарностью работать Господу всю оставшуюся жизнь. А кому работает человек, это нам самим уже определять, но Господь дает очень четкий критерий: вы не можете работать одновременно двум господам. Итак, на данных момент, хочу я этого или не хочу, я могу работать только одному, двум не получится. Очень важно поставить перед собой вопрос: кому я работаю? Господу или кому-то противоположному? Ответ лежит в глубинах моей совести.

Непросто бывает, конечно, взять и начать работать Господу и любить Его начать. Но Спаситель подсказывает, с чего надо начать, потому что сама по себе заповедь «не пекитесь о завтрашнем дне, как это делают язычники» является заповедью, предохраняющей нас от падения – страшного служения миру и любви к миру. Потому то развлечение, которое вносит или, лучше сказать, старается внести в свою жизнь сытый человек, рано или поздно превращается в болезнь, в страсть к вещам, к одежде, к хорошему быту, ко всему, что вовне нас окружает. Как болезнь, она начинает поражать мое естество, и я становлюсь лишенным возможности Бога возлюбить, потому что у меня болит сердце – оно болезненно воспринимает любовь к миру как средство услаждения себя.

Поэтому Господь говорит: не пекитесь, не развлекайтесь. Он призывает нас стараться вести аскетичный образ жизни через различные виды воздержания, которые накладывает на человека Церковь Святая по заповеди Христа, например посты, направленные отнюдь не на то, чтобы нам получить удовольствие. Но мы знаем по опыту, что, если человек голодный, ему достаточно съесть хлеба и выпить воды. И он будет рад, и он будет сыт, и он будет благодарить и Бога и ближних за то, что сподобился насытиться. А вот если сытому человеку предложить хлеб и воду, он воспримет это как издевательство.

Христос хочет сказать, что если мы будем находиться постоянно в состоянии воздержания, то самые необходимые потребности, которые мы имеем в нашей жизни, будут легко удовлетворяться. Мы не будем тратить лишнее время и средства на то, чтобы ублажить себя по тем или иным параметрам, а будем искать Царства Божия и правды Его. И поймем, что все остальное действительно прилагается нам.

В свое время святитель Иоанн Златоуст, истолковывая евангельский стих «Не пекитесь о завтрашнем дне», сказал: «Если ты скажешь: мне потому должно заботиться о пище и одежде, что они нужны, то я, напротив, скажу: по тому-то самому, что они необходимы, ты и не должен заботиться. Какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Так и поэтому уже Бог непременно подаст нужное. Он сам и Творец природы, и совершенно знает нужды ее. Кто знает самую природу, Кто сотворил и так устроил ее, Тот, очевидно, знает и нужды ее лучше тебя, имеющего нужду в пище и одежде: Ему же ведь угодно было даровать природе твоей такую потребность. Он не будет противоречить Себе, лишая наше естество нужного и необходимого, тогда как Сам устроил его с такими потребностями».

Иными словами, жизнь человека в Церкви должна соприкасаться вот с этими очень важными правилами учения Церкви о нашем спасении. Мы не можем работать сразу двум господам, и нужно стараться сделать всячески так, чтобы работать именно Господу. Неслучайно сказано: «Одного будет любить, а другого ненавидеть». Если мы Бога любим, мы ненавидим диавола, мы ненавидим мир, который нас всячески хочет соблазнить, искусить. Но противоположность более опасна: если мы начнем работать миру, то произойдет нерадение – нам будет безразличен Бог и наше спасение, нам будет все равно, есть ли вечная жизнь или нет. И это состояние человеческого сердца называется на языке святых отцов ожесточением.

Чтобы этот страшный камень ожесточения не ложился нам на сердце, будем стараться жить по простым евангельским заповедям, во главе которых стоит завет нашего Господа: «Ищете прежде всего Царства Божия и правды Его». Тогда все остальное и, самое главное, спасение наше приложится нам.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

 

11.07.2021