С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, а также с памятью преподобного Серафима Саровского!

Это святой, которого очень любит православный человек, к которому часто прибегает, обращается в молитвах и, самое главное, от которого всегда получает отклик в душе и в самой жизни, потому что преподобный Серафим никого не оставляет.

Из жития преподобного Серафима мы знаем, что он подвизался в очень аскетичных условиях, сам на себя накладывая эти подвиги. Благодаря этому он стяжал душевный мир Христов, который, в каких бы обстоятельствах преподобный ни находился, заставлял его каждому встречному говорить: «Радуйся, радосте моя, Христос воскресе!». Преподобный Серафим переступал порог вечности так, как мечтает, наверное, каждый христианин: под пасхальные песнопения, в таких обстоятельствах, которые определялись состоянием его души, испытывая неимоверное блаженство и радость от того, что переходит к Господу своему.

Его подвиг является свидетельством того, что, в каких бы тяжелейших внешних обстоятельствах человек ни находился, если он имеет мир Христов, все ему будет в радость.

А мир Христов определяется одним – чистотой помыслов. Об этом должен постоянно думать всякий верующий человек, неважно, монах или мирянин. Ведь и на Страшном суде одним из главных критериев, по которому станет судить нас Христос, будет именно чистота помыслов. Вне зависимости от того, какие внешние подвиги человек совершал, – коленопреклонения, посты, молитвы, строил храмы, монастыри, что угодно, – если чистоты не будет, то за этим не будет ничего. Господа, по сути дела, интересует только это одно: чистота помыслов определяет и открывает возможность впустить в свою душу свет Христовой любви. И именно об этом каждый из нас должен больше всего печься.

Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении расслабленного эту мысль особо подчеркивает: Господа очень интересуют наши помышления сердечные (см.: Мф. 9, 2-8). Христос говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи». А фарисеи в своих сердцах, про себя помышляют: «Он богохульствует, поскольку грехи может прощать только один Бог». Тогда Господь как сердцеведец, обращаясь к фарисеям, говорит: «Зачем вы помышляете злое в сердцах ваших?». Вот что задевает Господа больше всего.

В Евангелии есть слова Господа о том, что всякая хула на Сына Человеческого простится человеку, но хула на Духа Святого не простится (см.: Мф. 12, 31-32). Господь понимает, что обвинить Его, Который прощает грехи, Который перед глазами фарисеев Божественной силою совершил множество исцелений, в богохульстве есть дело именно злых помышлений сердец человеческих, которые знают, Кто перед ними, а значит, сознательно клевещут не на Него, но на Духа.

Господь также говорит о том, что помышления исходят не из головы, разум – это только инструментарий, но помышления исходят из сердец. И поэтому упор в подвиге православного человека делается на сердце. Оно, хочешь ты или не хочешь, строптиво, как необузданный конь, постоянно извергает из себя страшные мысли, хулы, недовольство, злобу, раздражительность (ср. Мф. 15, 18-19). Мы должны твердо знать о том, что все это, как на ладони, лежит перед Господом. И какие бы внешние подвиги благочестия мы ни совершали, они не зачтутся и не обелят наше злое сердце.

Но даже если ты ничего внешне доброго и не сделал, зато имеешь мир помыслов, чистоту сердечную, не осуждаешь ближних, не судишь и не рядишь, а всячески пытаешься оправдать человека, пришедшего в храм, например, который выглядит не так, как все присутствующие, знай точно, что Господь рад, что ты совершаешь такое важное дело.

В Послании к Римлянам апостола Павла, которое мы слышали за Литургией, говорится о том же. То, что просит нас исполнить апостол, кажется нам непомерным и невыполнимым: «Обращайтесь друг с другом с нежностью», – говорит он (см.: Рим. 12, 10). Нежность в современной ситуации – это полностью выветренное чувство, мы не верим в то, что по отношению к нам может быть нежным человек и сами таковыми не бываем в силу отсутствия чистоты мысли. Но заповедь апостола Павла никто не отменял.

Когда человек пытается жить по заповедям Христовым, которые нам раскрывают и объясняют святые апостолы, он становится способным определить, насколько он внутри гнил или, наоборот, тверд, насколько чисты его помыслы или нечисты. И мы благодарим Бога за то, что у нас есть возможность исправлять свои помышления сердечные с помощью церковных богослужебных таинств – без них мы не сможем себя исправить, никому это не дано. Это таинства святого Причащения, святой Исповеди и это время, которое Господь дает нам на покаяние.

Вглядевшись в свой ум и сердце, я могу сказать, пожалуй, о себе только одно: я погружен в беспредельную суету, мысли в голове моей, как рой пчел, я вообще не понимаю, что там происходит: какой-то кавардак, какая там чистота помыслов! То безумие, которое называется суетой, становится причиной того, что год, два, десять, пятнадцать лет человек будет жить, абсолютно не контролируя того, что происходит в его сердце с помышлениями. Оно, сердце, напоминает проходной двор, где люди толпятся, где скотина блеет, где орудуют воры, но и добрые люди иногда проходят.

Святая Церковь, призывая нас к постам, уединению, воздержанию, хочет от нас одного: чтобы мы, уединившись в себе, вывели себя на чистую воду. Что значит встать на пост? Постовой встает на вышку и смотрит, не идет ли враг, если нужно, бьет тревогу и делает все, чтобы неприятель в крепость не проник. Духовные подвиги направлены исключительно на то, чтобы мы занимались самими собой, своим внутренним миром. Великим помощником в этом деле является преподобный Серафим, а знание его подвига – великим подспорьем. Обращаясь к нему в молитве, мы просим, чтобы он нам давал хотя бы отголоски той ревности в деле стяжания мира Христова, которую он имел. Если мы сможем стяжать мир и спастись сами, то и те, кого мы любим и кому желаем спасения, тоже спасутся.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня также празднуется память Димитрия Ростовского, для нашего храма это особый святой. Именно святитель в труде «Руно орошенное» описал случай с неким человеком, который, собираясь на скверные дела, всякий раз перед иконой Богородицы молился словами «Богородице Дево, радуйся…». Без этого рассказа святителя, возможно, не была бы написана икона «Нечаянная Радость», она не стала бы чудотворной, соответственно, не было бы и нашего храма, который посвящен этой иконе и имеет ее чудотворный список. Возблагодарим Господа за возможность прославить святителя Димитрия Ростовского, который каждому из нас, здесь стоящих, дал в жизни великое утешение молиться в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» перед Ее образом.